Царство белого угля

Л Искров| опубликовано в номере №34, июль 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

По служебному мосту проходим на плотину. С грохотом прорывается здесь Волхов между бетонных громад, преградивших ему дорогу. Вода, по ту сторону плотины безмятежно зеленовато - голубая, здесь клокочет водопадами, крутит водоворотами и разлетается тысячами мутно - желтоватых брызг и всплесков. На служебном мосту через каждые 2 сажени на перилах - спасательные круги.

- Да, - задумчиво замечает кто - то из ребят, - попадешь туда - пожалуй, хоть три круга брось, - не выплывешь.

Сквозь рев Волхова доносятся отрывки объяснений:

- ... Весь ряд этих бетонных... кубической формы... глыб представляет... плотину... Подвигаемся ближе.

- ... Где работали кессоны? Эти бетонные глыбы и есть, так сказать, бывшие кессоны. Ведь кессон - это громадная бетонная труба (цилиндр без дна), которая опускается на дно реки. Так как внутрь кессона накачивается сжатый воздух, вода давлением этого сжатого воздуха изгоняется из кессона обратно в реку, благодаря чему можно беспрепятственно производить земляные работы на дне реки.

Внутри кессона срываются все новые и новые пласты грунта (земли), грунт вытаскивается на воздух, а сам кессон поэтому опускается все глубже и глубже - до тех пор, пока не докопаются до твердого грунта. Тогда выемка грунта прекращается, внутренность кессона заливается бетоном и сам кессон превращается вот в такую кубической формы глыбу.

- Ну, а где же будет водопад, силой которого будут вращаться турбины? - спрашивает кто - то из экскурсантов.

- Водопад? Да никакого водопада и не будет, - отвечает руководитель. - Вы, вероятно, неясно представляете себе схему действия гидростанции. Вот, давайте теперь пройдем туда.

Здание гидростанции все в лесах. Всюду бревна, доски, тачки для подвоза цемента, бочки, стальные рельсы, щебень. Несмотря на праздник (Духов день), кое - где наверху стучат молотки, снуют отдельные фигуры рабочих. Здесь же пожарный сигнал. Их установлено около 15 кругом гидростанции и внутри ее.

- Минуту внимания, т.т, - останавливает руководитель нашей группы разбредшихся экскурсантов, - посмотрите на этот небольшой канал. Как видите, ширина его незначительна, тут всего лишь метр. Этот канал (он проходит через «узел сооружений») носит название «рыбохода» и предназначен специально для пропуска рыбы.

Вся группа вытягивается гуськом за руководителем. Обходим кругом электростанцию, взбираемся по узеньким временным мостикам, карабкаемся по пляшущим ходуном под ногами лестницам, перепрыгиваем через балки, бревна и, наконец, спускаемся в аванкамеру. Подходим вплотную к «турбинным окнам».

- Ну, вот, тт., перед вами «турбинные окна». Каждая турбина имеет по три окна. Всего будет установлено 10 турбин: 8 по 10.000 лош. сил и 2 по 2500 лош. сил.

Вода через турбинные окна поступает в канал, имеющий форму улитки. Эта форма придает идущей воде круговое, вращательное движение. Попадая на лопасти турбины, вода начнет ее вращать. А так как верхний бьеф (т. - е. уровень воды в аванкамере) будет выше нижнего бьефа (т.е. уровня воды за плотиной, с другой стороны гидростанции на 41/2 саж), то вода будет устремляться в турбинные окна и проходить через турбины с громадной силой. Тут никакого водопада нет, а источник силы в статическом давлении воды.

Теперь давайте осмотрим нижний канал шлюза.

Приходится опять проделать путешествие по лестницам, лесенкам, мостикам, просто перекидным доскам, опять по почти вертикальной лестнице - и мы на дне канала.

Еще при спуске в канал издалека слышен треск, очень напоминающий треск работающего аэропланного мотора. Это бурят пневматическими (действующими сжатым воздухом) бурами бетонное дно шлюзового канала. Здесь, несмотря на праздничный день, работает около 20 чел. Каждые 30 секунд бурильщик просверливает дыру с отверстием с пятикопеечную монету, глубиной около 11/4 арш. Дыры бурятся по намеченным линиям, и когда пройден весь участок, закладывается пироксилиновая или динамитная шашка, намеченный участок взлетает на воздух, и после очистки от щебня на дне канала получается новый узкий, длинный и неглубокий канал.

- Ну, вот, т.т., самое главное вы теперь осмотрели. Не мешает сделать перерыв, чтобы не загромождать вас слишком большим количеством впечатлений. Сейчас половина 4 - го. В 4 часа у вас, кажется, обед?

- Да, обед теперь в самый раз, - соглашаются ребята. И в самом деле - пять часов ходьбы по Волховстрою дают себя знать, экскурсантские желудки также заявляют о своем существовании. Несмотря на усталость, энергично шагаем в столовую.

- У вас уже на Волховстрое и улицы имеются? - расспрашивают ребята по дороге руководителя группы.

- Ну как же! Не только улицы, но и партклуб, рабочком, совет, больница, спортплощадка. Вот сейчас мы идем Кессонной улицей. Ну, есть у нас улица Графтио (главный инженер Волховстроя), улица Пуговкина (заместителя Графтио), Волховская улица.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены