Да, и у Крановского и у Валдаевского были светлые мечты о крепкой дружбе, о высокой любви, о достойном месте в жизни, но...
Ушел друг детства.
Отвернулась любимая, а вскоре и само слово «любовь» произносилось не иначе как с ухмылкой.
Романтика превратилась в рыскание по бульварам и портам в вечной тревоге за свою шкуру...
Абстрактные проблемы ворвались в жизнь и потребовали конкретного решения. Краковский и Валдаевский недолго раздумывали над решением.
Деньги стали мерилом дружбы, и дружба превратилась в сделку.
Деньги стали мерилом любви, и любовь превратилась в проституцию.
Деньгами промерилась мечта, и мечта оборотилась преступлением, а сами деньги - тридцатью сребрениками Иуды...
Да, Одесса - в своем роде пограничный город. Но только ли там «абстракции» перестают быть «абстракциями»? Может быть, в других местах они остаются высокими и пустыми словами?
Как-то не принято очеркисту оперировать литературными примерами, но мне кажется уместным вспомнить сегодня спор, разгоревшийся в свое время вокруг «Коллег» Василия Аксенова. Это не будет большим отступлением от традиции, потому что писатель точно подметил конфликт.
К странному заключению пришел писатель, а вместе с ним и литературная критика: «Высокие слова сохраняют свое высокое звучание, когда их произносят такие чистые, цельные люди, как Саша Зеленин». Позвольте, дорогие товарищи! Выходит, что ежели эти слова о Родине и патриотизме произносит обыкновенный человек, тот же, скажем, Максимов, так они наполовину сохраняют свое высокое звучание? А если их произносит негодяй и подлец, - значит, они вообще этого звучания не сохраняют?
Дело, думается, не в том. Думается, суть в том, что в столкновении с жизнью Саша Зеленин гораздо более ясно, чем Максимов, осознал ту границу, которая разделяет благородство и подлость, честь и бесчестие. Именно поэтому «высокие слова» для него уже не пустой звук, как для Максимова, а совокупность определенных жизненных, объективных понятий. Он узнал, нашел и принял эту границу в себе, лирически говоря, в своем сердце.
Да, именно через человека, через его сердце проходит эта граница. И не случайно именно к самому человеку, не вообще к человечеству, а лично к человеку на «ты» обращена старая русская поговорка:
«Береги честь смолоду!...»
Одесса - Москва.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.