Тридцать сребреников

В Левашов| опубликовано в номере №912, май 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Да, и у Крановского и у Валдаевского были светлые мечты о крепкой дружбе, о высокой любви, о достойном месте в жизни, но...

Ушел друг детства.

Отвернулась любимая, а вскоре и само слово «любовь» произносилось не иначе как с ухмылкой.

Романтика превратилась в рыскание по бульварам и портам в вечной тревоге за свою шкуру...

Абстрактные проблемы ворвались в жизнь и потребовали конкретного решения. Краковский и Валдаевский недолго раздумывали над решением.

Деньги стали мерилом дружбы, и дружба превратилась в сделку.

Деньги стали мерилом любви, и любовь превратилась в проституцию.

Деньгами промерилась мечта, и мечта оборотилась преступлением, а сами деньги - тридцатью сребрениками Иуды...

Да, Одесса - в своем роде пограничный город. Но только ли там «абстракции» перестают быть «абстракциями»? Может быть, в других местах они остаются высокими и пустыми словами?

Как-то не принято очеркисту оперировать литературными примерами, но мне кажется уместным вспомнить сегодня спор, разгоревшийся в свое время вокруг «Коллег» Василия Аксенова. Это не будет большим отступлением от традиции, потому что писатель точно подметил конфликт.

К странному заключению пришел писатель, а вместе с ним и литературная критика: «Высокие слова сохраняют свое высокое звучание, когда их произносят такие чистые, цельные люди, как Саша Зеленин». Позвольте, дорогие товарищи! Выходит, что ежели эти слова о Родине и патриотизме произносит обыкновенный человек, тот же, скажем, Максимов, так они наполовину сохраняют свое высокое звучание? А если их произносит негодяй и подлец, - значит, они вообще этого звучания не сохраняют?

Дело, думается, не в том. Думается, суть в том, что в столкновении с жизнью Саша Зеленин гораздо более ясно, чем Максимов, осознал ту границу, которая разделяет благородство и подлость, честь и бесчестие. Именно поэтому «высокие слова» для него уже не пустой звук, как для Максимова, а совокупность определенных жизненных, объективных понятий. Он узнал, нашел и принял эту границу в себе, лирически говоря, в своем сердце.

Да, именно через человека, через его сердце проходит эта граница. И не случайно именно к самому человеку, не вообще к человечеству, а лично к человеку на «ты» обращена старая русская поговорка:

«Береги честь смолоду!...»

Одесса - Москва.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены