Наука — техника — прогресс
В науке и технике такое бывало не раз: изобретение рождалось, делало первые робкие шаги и... надолго забывалось. Вспомним хотя бы изобретения Леонардо да Винчи, тот же его вертолет. Потребовалось несколько веков, прежде чем настало время ему взлететь. Так получилось и со световодом. Нет, не с той нитью из стекловолокна, без которой немыслимы многие современные приборы, о которой сегодня знают буквально все из посвященных ей бесчисленных телепередач, статей, книг. Речь совсем о другом световоде — вошедшем в нашу жизнь недавно, хотя впервые заговорили о нем... более ста лет назад.
Тогда, в семидесятые годы прошлого века, русский электротехник Владимир Николаевич Чиколев смонтировал на Охтинском пороховом заводе свою установку, которая, как сам он позднее напишет, разделяла свет «одного сосредоточенного, сильного источника электрического света на множество мелких источников света при помощи собирательных стекол, призм, зеркал и труб с отражательной поверхностью». Почему именно на пороховом заводе? Да потому, что обычное электроосвещение могло вызвать там взрыв, пожар, световод же позволял разместить лампу в десятках метров от опасного участка, в буквальном смысле за стеной, и все равно в помещении было светло. Позднее Чиколев использовал свое изобретение для освещения театральной рампы, предложил массу других полезных способов применения световода, но поддержки не встретил. Не пришлась к тогдашнему двору его идея, оказалась преждевременной, хоть и уходила корнями в глубокое прошлое, к египетским фараонам... Еще тогда для освещения коридоров гробниц использовали систему зеркал. Первое, у входа, «передавало» дневной свет второму, второе — третьему и так далее. В итоге лучи солнца проникали в глубь извилистого хода.
Конечно, говорить о применении такого способа освещения в наши дни несерьезно — слишком мал коэффициент полезного действия. Да и конструкция Чиколева, надо признать, страдала многими принципиальными недостатками. А сама идея? В руках ученых и инженеров Всесоюзного научно-исследовательского светотехнического института и Киевского отделения «Тяжпромэлектропроекта» она стала исходной для кардинально новых разработок
Мы давно привыкли к самым разным трубопроводам. Транспортируем по ним газ, нефть, воду, даже руду и уголь. Теперь вот еще и свет. Правда, световод — это не просто труба. Поверхность его — тонкая зеркальная пленка на основе полиэтилентерефталата — легкая, прочная, достаточно термостойкая, не горит. Снизу (или сбоку) по всей длине — полупрозрачная «щель», сквозь которую и струится свет. А подают его в световод мощные лампы-светильники с металлогалогенной горелкой. Лампа, труба — вот практически и все так называемое комплексное осветительное устройство, предельно простое на сегодняшний взгляд, но ставшее эффективным лишь на определенном этапе научно-технического прогресса.
Эффективность у таких световодов (их называют щелевыми) немалая. В павильоне «Электротехника» на ВДНХ СССР демонстрируется один из них — 36-метровый в длину, всего две лампы, а света от него столько, сколько дали бы многие десятки обычных светильников. В 1981 году начато серийное производство новых осветительных устройств для пожара и взрывоопасных помещений, куда закрыт вход электричеству. Применены они и в системе освещения станции московского метро «Серпуховская». Примеров практического использования труб-световодов уже сегодня множество. Они в 3,5—4 раза сокращают затраты материалов на производство светильников. позволяют значительно уменьшить стоимость электрических сетей. В недалеком будущем их сфера — крупные залы КБ, магазинов, вокзалов, аэропортов, подземные тоннели. Днем здесь в качестве источника света может выступать солнце, и лишь к вечеру требуется электричество. У исследователей ВНИСИ немало и других разработок, проектов, идей на этот счет. Их «время взлета» — сегодняшний день.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Клуб «Музыка с тобой»
К 70-летию со дня рождения К.М. Симонова
Повесть