В конце прошлого столетия, когда наша промышленная буржуазия начала осознавать себя как класс, она не могла, конечно, пройти мимо искусства, чтобы не наложить на него свою руку, и в первую очередь - на театр.
В Москве, стоящей тогда в стороне от большой политики Петербурга, под покровительством крупных купцов и промышленников возникает ряд любительских театральных кружков буржуазной молодежи.
В одном из таких кружков вырос К. С. Станиславский, будущий основатель и руководитель Московского Художественного театра.
Конечно, не будь Станиславского, сына московского промышленника Алексеева, не произойди в ресторане «Славянский Базар» встречи его с Немировичем - Данченко, может быть, и не было бы Художественного театра таким, как он есть, но и не было бы его, если бы на помощь Станиславскому в трудный момент не пришла группа московских купцов во главе с Саввой Морозовым, рискнувшим своими деньгами.
И вот в наши дни далеко не случайно наблюдается большое тяготение рабочей молодежи к театральным кружкам.
Далеко не случайно, что 21 ноября 1925 года комедией А. Горбенко «Сашка Чумовой» открылся Ленинградский Театр Рабочей Молодежи (ТРАМ), а вслед за ним у нас в Ленинграде возникает ряд рабочих театральных мастерских; и в других городах СССР молодежь организует свои ТРАМ'ы.
Потому что в этих, пока любительских организациях, пролетариат подготовляет своих Станиславских, и от них, от этих театров рабочей молодежи нужно ждать появления театральных новаторов.
Первый спектакль ТРАМ'а, полный молодого задора, комсомольской издевки и песни, одинаково хорошо встреченный как театральной прессой, так и зрителями, сразу же определил и укрепил дальнейший путь и рост театра.
За «Сашкой Чумовым» последовал «Фабзавшторм» - опыт трагического спектакля, где главное действующее лицо - металлический завод. И, наконец, третьей и последней работой первого сезона ТРАМА явилась мелодрама «Будни» двух комсомольцев - трамовцев - Маринчика и Кошевника.
«Будни» - бытовой спектакль, и тема его - судьба тоскующего по эпохе гражданской войны комсомольца Железнова, не находящего себе места в будничной работе и отрывающегося от своего коллектива. ТРАМ этим спектаклем поставил тему, волнующую комсомольскую аудиторию, он вывел на сцену целую вереницу комсомольских современных типов, заговорил с рабочей молодежью на ее языке.
Успех спектакля увеличивался и тем, что исполнители, сами - рабочая молодежь, играли как бы «самих себя».
Как и в предыдущих работах театра, характер музыкального представления с оркестром и пением сохранился и в этом спектакле. «Будни» прошли свыше 50 - ти раз и продолжают с успехом идти и сейчас, «Фабзавшторм» - 12 раз и «Сашка Чумовой» - свыше 60 - ти раз.
Работники ТРАМ'а - на 90% комсомольцы (из них 30% уже партийцы). Утром, занятые на производстве, они отдают свои вечера на строительство ТРАМ'а. Имея в своей среде начинающих актеров, драматургов, режиссеров и музыкантов, ТРАМ с самого начала отказался рот какого бы то ни было подражания профессиональному театру, считая, что его путь - путь органического роста, где драматург, актер и режиссер неразрывно слиты друг с другом в одном устремлении - создании спектакля, близкого и нужного рабочей молодежи.
В новый сезон (1926 - 27 г.) ТРАМ вошел уже как Государственный Театр Рабочей Молодежи, окончательно оформив свою учебно-производственную работу.
Сейчас ТРАМ состоит из 4 - х основных отделений: режиссерского, драматургического, музыкального (оркестр) и актерского. Наряду с производственной (постановка спектаклей) идет углубленная учебная работа: преподаются обществоведение, социология театра, современный театр, теория драматургии, режиссура, постановка голоса, акробатика.
Кроме основных отделений при ТРАМ'е работают семинарий по подготовке организаторов - массовиков бытовых вечеринок и мастерская комсомольской песни. Приступило к работе кино - отделение, подготовившее для ленинградской ф - ки Сов - кино сценарий на тему одной из своих пьес. К открытию второго сезона ТРАМ поставил мелодраму «Мещанка» П. Маринчика. Это бытовой спектакль, продолжающий линию «Будней». Тема его, много дискуссировавшаяся в комсомольской печати, - «комсомол и кухня». Как и «Будни», пьеса имела большой успех у молодежи. Ближайшей постановкой ТРАМ'а идет комедия А. Горбенко «Шеф», продолжающая дальнейшие похождения «Сашки Чумового». За ней «У вяза» - мелодрама из эпохи гражданской войны комсомольца - трамовца - Ник. Львова. А далее намечены пьесы из жизни западного комсомола, пьеса - хроника об истории образования комсомола и работа над «Испанцами» Лермонтова - первый опыт в области классического репертуара.
Сейчас ТРАМ вырос. Помимо своих драматургов в его среде растут свои режиссеры - трамовцы - Мельников и Остапенко, свои настоящие крепкие актеры.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
На острове Ява