Почти два месяца продолжался в Брюсселе Международный конкурс скрипачей, в котором принимали участие четыре молодых советских музыканта: Леонид Коган, Михаил Вайман, Ольга Каверзнева и Алексей Горохов. Как известно, все они добились выдающихся успехов и были удостоены почётных званий лауреатов.
Международные музыкальные конкурсы в Брюсселе стали традиционными и имеют свою историю. В 1937 году в столице Бельгии впервые собрались скрипачи в возрасте до тридцати лет - представители ряда европейских и американских стран. Тогда славную победу одержали советские скрипачи. В следующем году на конкурсе пианистов в том же Брюсселе первое и второе места завоевали снова советские музыканты.
В нынешнем году после длительного перерыва вновь возобновились брюссельские международные соревнования молодых исполнителей. Состоявшийся конкурс является первым из серии объявленных на несколько лет вперёд.
Интересно отметить своеобразную преемственность: Давид Ойстрах, первый лауреат конкурса 1937 года, был в последнем конкурсе членом жюри. В состав жюри предстоящего в будущем году соревнования пианистов уже приглашён первый лауреат конкурса 1938 года - Эмиль Гилельс.
Программа Брюссельского конкурса была очень трудна. Она включала ряд обязательных крупных произведений, которые были объявлены участникам лишь за месяц до начала соревнований. В первом туре исполнялась одна из сонат Баха для скрипки соло и 5 - й концерт Вьетана. Во втором туре порядок выступлений был таков, что конкурсант, выходя на эстраду, ещё не знал, что именно ему придётся играть, - следовательно, он должен был постоянно держать наготове обширный репертуар, в который входили классические и современные произведения, в том числе - концерт.
Наконец, программа заключительных соревнований (третьего тура) предусматривала исполнение с оркестром ещё двух концертов: одного - основного, по выбору участника, и другого - нового, специально написанного к конкурсу. На разучивание последнего давался минимальный срок - семь - восемь дней. Естественно, что последний тур требовал предельного напряжения всех сил.
Следует отметить основную особенность конкурса: участники его не должны были общаться с членами жюри, жить с ними под одной крышей, встречаться с ними где бы то ни было и т. д. В период разучивания нового произведения они проживали за городом в специальном здании, где каждый из них имел отдельное, изолированное помещение. В течение этого времени скрипачи могли провести две репетиции с оркестром, по тридцати семи минут каждая.
Несколько слов о творческом облике советских исполнителей, участвовавших в Брюссельском конкурсе. Все они типичные представители лучшей в мире советской скрипичной школы. Их игра отличается простотой и вместе с тем глубокой содержательностью, а совершенство технического мастерства не является самоцелью, но всецело направлено на наиболее полное раскрытие содержания, заложенного в произведениях их авторами.
Вместе с тем каждый из четырёх советских участников имеет своё собственное творческое лицо. Игра аспиранта Московской консерватории Леонида Когана отличается виртуозным блеском и лёгкостью в преодолении любых трудностей. Ему свойственен большой размах в сочетании с предельной тонкостью отделки деталей. Коган покоряет слушателей масштабностью исполнения и необычайно высоким мастерством.
Ассистент Ленинградской консерватории Михаил Вайман - блестящий, темпераментный художник. Ему одинаково хорошо удаются и монументальные сонаты Баха и грациозные пьесы типа поэмы Шоссона.
Игра аспирантки Московской консерватории Ольги Каверзневой захватывает слушателей юношеской свежестью и непосредственностью.
Аспиранту Московской консерватории Алексею Горохову прекрасно удаются тончайшие нюансы и смены настроений. Особенно впечатляюще прозвучали в его исполнении произведения Баха - соната для скрипки соло и концерт.
Общественность Брюсселя восторженно приветствовала успехи советских скрипачей. Присуждение им премий сопровождалось бурной овацией. Конкурс закончился концертом первых лауреатов, на котором Леонид Коган, получивший первую премию, исполнял концерт Брамса, а Михаил Вайман, удостоенный второй премии, - концерт Чайковского.
Стоят сравнить достижения на этом конкурсе советских скрипачей с результатами, достигнутыми представителями ряда других стран. Из четырёх голландцев в финал вышли лишь двое, заняв четвёртое и двенадцатое места. Из двух французов в финал вышел один, занявший десятое место; из трёх американцев - двое, занявшие девятое и одиннадцатое места. Наконец, из трёх бельгийских скрипачей в финал не попал ни один. Такая же участь постигла представителей Англии, Италии, Швейцарии и Южно - Африканского Союза.
Таким образом, на Брюссельском конкурсе вновь было продемонстрировано решительное превосходство передового советского искусства над искусством буржуазных стран.
Почему же представители советского искусства неизменно выходят победителями во всех международных соревнованиях?
В нашей стране созданы все условия для роста талантов и их правильного, всестороннего воспитания. В капиталистических же странах трудящиеся не имеют возможности отдаться искусству в силу материальных затруднений, а богачи не привыкли к повседневному напряжённому труду, без которого нет и не может быть подлинного искусства. Кроме того - и это главное - характерным для современного буржуазного искусства является забвение ценных традиций прошлого, пренебрежительное отношение к ним, тогда как социалистическая культура предполагает сохранение и развитие всего передового и прогрессивного, что было накоплено человечеством и вошло в золотой фонд мировой культуры.
Потому - то всё умножающиеся успехи советского искусства закономерны; они коренятся в общественном строе, их породившем, основаны на всенародном интересе к родному искусству и являются частью того изобилия духовной культуры, которое составляет отличительную особенность коммунистического общества.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
К 25-летию со дня смерти В. М. Васнецова