В 1931 году Евгений Елисеев играл в сборной футбольной команде Советского Союза. И сейчас, двадцать лет спустя, он занимается футболом - тренирует рижскую команду общества «Даугава».
Для метода и стиля его работы характерны: высокая требовательность к игрокам - зрелым, опытным и совсем ещё молодым, - умение учить показом, умение внести в коллектив бодрость и жизнерадостность, умение спокойно анализировать причины поражения, должным образом оценивать победы.
По команде Елисеева игроки «Даугавы» выстраиваются в одну строгую линию. В нескольких словах Евгений Иванович излагает план тренировки. Свисток - и игроки парами бегут вдоль поля. Темп средний. Свисток - и темп резко повышается. Разучивается рывок, так необходимый футболисту.
Бегут все: нападающие и полузащитники, защитники и вратари. Бежит и тренер. Бежит и поправляет:
- Шире шаг! Ещё шире!
За бегом следует гимнастика. Резкие наклоны, повороты, приседания и прыжки, по трудности выполнения приближающиеся к акробатическим.
Елисеев не устаёт повторять:
- Учиться у противника можно и нужно.
На следующий день после состязания старший тренер «Даугавы» анализировал игру с командой Центрального дома Советской Армии. Как известно, эта встреча прошла в напряжённой спортивной борьбе и закончилась со счётом 1:1. Ничья с чемпионом Советского Союза. Результат как будто неплохой для молодой команды Латвии. Но тренер, коротко отметив успехи во встрече, подробно остановился на ошибках, промахах, слабостях всего коллектива и каждого игрока в отдельности.
- Мы требовали от полузащитника Тантыбы, чтобы он чаще выходил вперёд, - сказал Елисеев. - Но мы предупреждали его: если уж выдвинулся вперёд, передай мяч партнёру, который находится в выгодной позиции, помоги создать у ворот острое положение. Делал так Тантыба? Иногда делал, а чаще отдавал мяч в ноги противнику. А как играл в этой встрече Водягин, полузащитник ЦДСА? Он значительно чаще Тантыбы выходил к нашим воротам на поддержку своих нападающих, и я не помню случая, чтобы он отдал мяч чужому игроку. Вот как играл Тантыба, н вот как играл Водягин. Прошу, товарищи, ближе к столу.
Спортсмены окружили стол, на котором была разостлана зелёная клеёнка, изображающая в миниатюре футбольное поле. Энергичным движением правой руки Елисеев переставлял красную и белую фигурки - «условного Водягина» и «условного Тантыбу». «Безусловный» Тантыба пробрался к столу ближе всех и впился глазами в фигурки.
На разборе Елисеев привёл в пример и правого края нападения московской команды «Динамо» Василия Трофимова:
- Помните, как Трофимов в матче с лётчиками прорвался к воротам? Он уже занёс йогу, чтобы ударить по голу...
- А пробил не Трофимов, а Бесков, - перебил его капитан команды Егерс.
- Совершенно верно, - сказал тренер. - Ударил Бесков, которому Трофимов в последнее мгновение передал мяч. И вратарь не мог отразить удар, он ждал его от Трофимова.
За этим примером последовал вывод:
- Вот так следовало бы сыграть в прошедшей встрече н нашим нападающим.
Когда футболисты, высказав все замечания и пожелания, разошлись, Елисеев сел за письменный стол. Усадив рядом своего помощника Эрнеста Волгаста, он продолжал начатую ещё вчера работу - докладную записку о недостатках в деятельности юношеской футбольной школы. Хотя выпускники этой школы могут пополнить резервы «Даугавы» нескоро, думать о них и беспокоиться нужно уже сейчас.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.