Топоры и пушки

Бел Иллеш| опубликовано в номере №84, август 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Благословенные места»

На горном откосе с утра до ночи работает шестьсот дровосеков. Узкоколейная дорога перевозит очищенные от ветвей и коры гигантские стволы на расположенную в долине фабрику. Здесь гонят метиловый спирт, пилят доски и приготавливают строительный материал, который сбывается в Маггьярскую долину.

- Какая чудесная живописная местность! - часто говаривала жена старшего инспектора. Она кончила гимназию, обладает поэтической душой и пишет стихи в мункачской еженедельной газете.

- Благословенные места, - соглашался с ней чернобородый православный священник, ценитель и большой знаток крепких вин и красивых женщин.

И жена главного инженера, и священник были правы.

Летом горный откос покрывается темной зеленью, а на вершине горы под бледно - голубым небом до половины июня сверкает снег.

Осенью вечнозеленые ели окаймляются цепью ржаво - красных дубов и в долинах приступают к изготовлению мачт.

Зимой снег на солнце ослепительно розовеет, а в тени принимает синий оттенок. Ручей так прозрачен, что можно видеть все дно, а пение птиц заглушает шум водопада.

В недрах земли покоятся бурый уголь и кристаллическая соль, но власти не разрешают добывать их, а граф не разрешает использовать силу водопада для электрической станции.

«Разве где - нибудь воздух так чист и прозрачен», - продолжает писать в своих стихотворениях жена главного инженера.

Сегодня, вчера и сегодня

«Местная организация чешской коммунистической партии устроила в среду в шесть часов на площади перед складом дискуссионный вечер. На повестке дня «Экономическое положение Советского Союза и социалистическое строительство». Докладчик должен приехать из Мункача».

Докладчик задержался, так как мункачский поезд пришел с опозданием. Собравшиеся в ожидании разместились на стволах сваленных наземь деревьев, а те, которым не хватило места, уселись на землю.

Наконец, после захода солнца явился докладчик, товарищ Мондок. Товарищ Урбан, секретарь местной организации, раздобыл где - то два смоляных факела. Мондок говорил с деревянного помоста, а подле него стояли два молодых рабочих с горящими факелами в руках.

- Командные высоты народного хозяйства, управление государственными заводами... кооперативы... значение среднего крестьянства...

Небо покрылось тучами. Сидящие в темноте люди внимательно слушали. Тусклый свет факелов освещал фигуру оратора.

Восемь лет тому назад румынские пушки прогнали отсюда солдат Бела Куна. Население еще долгое время спустя надеялось на возвращение красных, но они не вернулись...

Румыны пробыли здесь недолго, они повесили нескольких рабочих, и около двухсот человек были избиты; на смену им пришли чехи. Чехи посадили в тюрьму сотни людей, тысячи выслали за границу. Затем они закрыли несколько заводов и приостановили работу на рудниках, т. к. чешские фабрики и рудники не имели достаточного сбыта. Но чехи все же были друзьями освобожденного украинского народа, они обещали земельную реформу и действительно роздали несколько тысяч десятин земли прибывшим чешским жандармам.

Теперь на южном склоне Карпат функционирует только несколько лесопильных заводов. Заработная плата на них также невелика, как и их количество.

Приближались дни перезаключения коллективного договора. Как - то в перерыве работ Матольчи, секретарь социал - демократической партии, с горделивым хвастовством бросил в толпу рабочих такие слова:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены