«Тихо едут стены эти…»

Валерий Локтев| опубликовано в номере №1250, июнь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Прежде всего необходимо было «связать» здание – прошить его стальными рандбалками и поперечными балками, которые-то и распределяют равномерно вес дома на ходовые балки и катки. И только тогда, одетый в металлический корсет, он мог безопасно совершить свое тридцатиметровое путешествие, чтобы каменная штора перед окнами «Известий» отодвинулась в сторону.

Подготовительный период начался в июне 1978 года. Работы были поручены Московскому проектно-строительному управлению по передвижке зданий и сооружений, пока что единственному в стране. Более полугода, пока шли приготовления к новоселью здания – укрепление конструкции, отсечка несущих стен и столбов, подведение под фундамент ходовой части, отсечка непередвигаемой части, – в самом доме кипела редакционная жизнь. Стрекотали пишущие машинки, авторы приносили рукописи, макетировался очередной номер газеты, а в кабинете главного редактора сотрудники собирались на обычную планерку.

В общем, дом, который уже через пару недель должен был отправиться в путь, жил своей обыденной жизнью.

Пожалуй, еще Гомер в «Илиаде» описал способ, каким можно передвинуть крупное сооружение, не разбирая его, – знаменитый Троянский конь попал в крепость при помощи катков и веревок. Много с тех пор воды утекло. Но и в северных русских селах издавна дома при нужде «на катышках катили», да и в Москве в конце прошлого века дом, что по Каланчевской улице стоял, профессор МИИТа Федорович предложил тем же, в сущности, способом передвинуть. Но, понятное дело, двигали его не гидродомкраты, а могучие гривастые битюги с сокольнического извоза. Толстые пеньковые, втрое перекрученные смоляные канаты, десятка два лошадиных сил да «катышки-колеса» – вот и вся премудрость. И купеческий двухэтажный каменный дом на удивление всей Москве совершил стометровую поездку через овраг.

– Это было еще в 1898 году, – рассказывает старший научный сотрудник Музея истории и реконструкции Москвы Инна Владимировна Чалюкова. – Но вплоть до 1935 года все остальные московские здания вели себя вполне благопристойно, – улыбается она. – Не покидали своих мест, не путешествовали. Лишь в тридцать пятом, когда строилась станция метро «Маяковская», один трехэтажный дом был передвинут во двор того здания, где долгое время был расположен театр «Современник».

Мы проходим вдоль экспозиции, рассказывающей о генеральном плане развития нашей столицы. Какими станут завтра ее улицы и площади, ее скверы и парки? Нынешним ребятам и невдомек, как выглядели эти места сорок лет назад, в ту пору, когда началась огромная перестройка улицы Горького, бывшей Тверской.

Именно тогда, в 1937 году, и нашел самое широкое применение способ передвижки домов, предложенный советскими учеными, который был в десятки раз дешевле используемого в то время американскими строителями, а главное, им можно было передвигать гигантские сооружения весом до 23 тысяч тонн (в США «осиливали» только чуть больше десяти тысяч).

Второе рождение улицы Горького было бы немыслимо без передвижки многих зданий. На расстояние от 10 до 100 метров были передвинуты памятник архитектуры XVIII века, детище знаменитого русского архитектора М. Ф. Казакова – здание Моссовета, архитектурный памятник – глазная больница (во время ее «путешествия» продолжали оперировать больных), еще одно сооружение, представляющее несомненную архитектурную ценность, – дом № 24, несколько жилых домов. На это ушло два года. И улица Горького расширилась на двадцать четыре метра, став одной из самых красивых улиц столицы.

Теперь вот бывший сытинский дом за 28 часов передвинули на новое место, где оно станет частью комплекса «Известий».

Когда этот номер журнала попадет к читателю, завершится последний и, пожалуй, один из самых ответственных этапов передвижки дома № 18 – он прочно встанет на новый фундамент, который был подготовлен строителями еще в марте.

Дом отпразднует новоселье. А специалисты проектно-строительного управления будут готовиться к очередной работе, потому что сама идея передвижки домов при реконструкции города обретает сегодня как бы второе дыхание. Поставить на новые фундаменты намечено уже более сорока объектов. И первые наметки – музей Щусева, ресторан «Прага»...

– Но это еще не все, – говорит Андрей Степанович Лесневский, – мы можем планировать сегодня и организовывать массовые новоселья не только архитектурных памятников, но и обычных жилых домов, которые по той или иной причине мешают перепланировке города. Правда, для этого необходимо создать крепкую индустриально-исследовательскую базу.

Сейчас вполне реально любой дом вместе с жильцами и даже с кипящим на столе самоваром передвинуть на расстояние в 50 – 100 метров, при этом, уверяю вас, чаепитие не нарушится.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены