Таким ровным и спокойным голосом говорят медсестры, убеждающие больных в необходимости неприятных процедур. У моей собеседницы рыжие волосы, зеленые глаза, а жесты выверены до миллиметра. Ее поза излучает обаяние и уверенность. Виолетта из породы девушек, с которыми чувствуешь себя в своей тарелке, куда бы ни попал: на прием, в дорогой ресторан или в казино.
Но казино было бы последним местом, куда бы я смог пригласить ее. Большинство московских игорных заведений для моей собеседницы закрыто. В прошлом Виолетта – профессиональный крупье и профессиональный игрок.
«Профессиональный» – значит рассматривающий игру как средство заработка. Когда несколько лет назад московскую игорную индустрию начали прижимать, Виолетта, как и многие сотрудники казино, перешла на работу в сферу обслуживания. После 1 июля этого года то же придется сделать тысячам сотрудников столичных игорных заведений – этот бизнес в Москве перестанет существовать (по крайней мере, должен).
Пока казино открыты, рыжая Виолетта будет нашим проводником. Хорошее казино похоже на ресторан, в котором не нужно платить. Входной билет, стопка фишек – и тебе доступны любые еда и напитки, которые есть в ассортименте. Сотрудники казино знают: чем комфортнее себя чувствует посетитель, чем больше он выпьет – тем скорее оставит все деньги, которые у него с собой.
За год посетители столичных казино проигрывают от двух до пяти миллиардов долларов. И не стоит думать, что основной доход приносят толстосумы. Хотя в VIP-залах всегда есть посетители, основные клиенты – владельцы небольших бизнесов, которые могут позволить себе проиграть в неделю 30-40 тысяч рублей.
Эти люди относятся к категории любителей поиграть. Самый популярный стол у таких игроков – покерный, в казино он почти никогда не бывает пустым. Хотя в «чистом» времени покерная партия скоротечна, много времени уходит на специфические ритуалы. Чтобы привлечь удачу, игроки обычно раскрывают сданные карты медленно, одну за одной, или, как говорят на жаргоне игроков, «натягивают».
Покер – игра, где важен только процесс. Система ставок рассчитана так, что-бы каждый выигрыш оказывался меньше проигрыша, поэтому даже при удачной карте обыграть казино почти нереально. Но сама атмосфера игры, нервное ожидание вскрытия, возможность переиграть соперника психологически, выиграть с более слабой картой на руках сделали покер самой легендарной из карточных игр. «Я бы никогда не села играть в покер на свои деньги», – признается Виолетта. Вот стол для другой карточной игры, где, в отличие от покера, часто бывают свободные места. Однако пустой стул за столом для блекджека не означает возможность сесть и поиграть. Помимо обычных игроков, которые, по словам Виолетты, азартно «играют в «очко» с бокалом в руке, эта игра привлекает так называемых «счетчиков», занимающих иногда по нескольку игровых мест.
Игра в блекджек ведется ограниченным количеством карт, и сыгравшие карты выбывают. Подсчет количества выбывших «картинок» дает возможность вычислить вероятность их выпадения в дальнейшем. И если вероятность высока, игрок повышает ставку.
Если администраторы игровых залов могут легко заметить «счетчиков»-одиночек по их медленной игре и очевидным системам ставок, блекджек-команды могут выйти из казино с миллионами долларов, оставаясь незамеченными. До совершенства система счета была доведена легендарной командой из Массачусетского Технологического Института, которая занималась профессиональной игрой в казино и отрабатывала свою схему годами, успев сорвать хороший куш до того, как ее раскрыли.
Карточным столам Виолетта предпочитает рулетку.
– Это же тупая игра, вероятность большого выигрыша минимальная, – удивляюсь я.
Оказывается, в рулетке самое интересное – вычислить манеру работы крупье. Барабан рулетки делится на четыре сектора, ставка на которые может дать хороший выигрыш игроку, уловившему манеру дилера раскручивать колесо и запускать шарик. Опытный крупье может дать возможность «разыграться», а затем резко сменить манеру вброса, оставив игрока в дураках. Лучшие профессионалы умеют добиваться попадания с точностью до 1-2 цифр. А магнитные шарики и управляемые колеса – скорее утешительные сказки для проигравших.
Многие крупье после работы – сами азартные игроки. Знание технологии игры вызывает непреодолимое желание попробовать сорвать большой куш. Кого-то эта страсть доводит до проигрыша всех заработанных денег, а Виолетте профессиональные навыки, наоборот, позволили скопить небольшой капиталец.
Вот только выигрывающих в казино не любят. Посетителю, регулярно покидающему игровой зал с «положительным» балансом, на десятый раз, скорее всего покажут «черную карту», то есть предупредят о том, что вход в это заведение для него теперь закрыт. Так что игровой талант Виолетты мне уже не оценить.
Пожалуй, только азартные игры могут принести практическую пользу. Все остальные, по сути, – бесполезные занятия. Но люди любят игры. «В человеческом обществе игра достигла точки своего наибольшего развития. Человек играет практически всю свою жизнь», – заявляет Ирина Летова, руководитель Института Транзактного Анализа.
Дело в том, что высшая ценность игры для человека заключается не в результате, а в самом игровом процессе.
Пока мир трясется от страха в преддверии финансового катаклизма, «Смена» рекомендует бесполезные с точки зрения практического смысла занятия, которые помогут развить интеллект, завести новые знакомства, поднять самооценку, улучшить настроение и физическое состояние – играючи.
Любая игра дает человеку возможность самореализации. Это прекрасный способ выйти за рамки актуальных социальных ролей, вступить во взаимодействие с людьми, которые в реальной жизни играют совсем на другом поле. Сменив дорогой костюм на треники с вытянутыми коленками, оказаться в одной футбольной команде с руководителем компании, куда ты давно хотел попасть на работу, – отличный результат.
Игра способствует конструированию новых художественных или философских систем или просто спонтанному самовыражению индивида: прекрасно, арендовав базу отдыха с конюшней, выехать туда с друзьями, на сутки превратившись в цыган или красных и белогвардейцев.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Игра ковбоев и президентов
Почему постапокалиптическая игра Fallout стала культовой
Почему вещи из дешевых материалов считаются венцом моды
Рассказ
Великий мистификатор Д'Эон Де Бомон