Техника в борьбе за производительность труда

П Бресткий| опубликовано в номере №18, ноябрь 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

Налево - обычная «россейская» выгрузка зерна. При этом способе 15 опытных грузчиков за 8 часов работы смогут выгрузить 60 тонн (около 3.600 пуд.) зерна.

Направо пневматическая выгрузка, при которой 4 рабочих за те же 8 часов выгружают 3.200 тонн (около 200.000 пуд).

Цифры, над которыми следует призадуматься всякому, кто интересуется поднятием производительности труда.

Но этого мало. В то время, как при первом «россейском» способе 15 рабочих работают в невероятно тяжелых условиях, на своей спине перенося тысячи пудов и дышат вредной для здоровья зерновой пылью - при втором способе рабочие только время от времени направляют нижние концы всасывающихся труб, не затрачивая на это почти никаких физических усилий.

Так механизация труда раскрепощает человека.

Пассы и транспортеры

А теперь посмотрим, каким образом перемещается груз в самом складе, ну хотя бы то же зерно или уголь в «элеваторе» или угольном складе. Присмотримся повнимательней к тому, как из железно - дорожных вагонов зерно попадает в элеватор, как оно путешествует там и затем снова погружается на океанский пароход.

Прибывшие железнодорожные вагоны, встав по фасаду элеватора, быстро высыпают свое содержимое в особые колодцы. Вся операция по подъему его вверх производится так назыв. «норией». Представьте себе бесконечную ленту, которая на двух противоположных своих концах охватывает два круглых барабана или широких колеса. Вся эта лента с ее внешней стороны усажена металлическими черпаками, которые открытыми отверстиями направлены в одну сторону. И вот если мы тем или иным путем заставим эту ленту вращаться, то нижние черпаки, врезавшись в массу угля или зерна, захватят его и, наполнившись, направятся кверху. Здесь «нория» меняет свое движение, т. - е. тот черпак, который только что двигался вверх, достигнув наивысшей точки своего пути, опрокидывается и в таком опрокинутом виде направляется опять вниз, чтобы снова захватить новую партию груза. А зерно или уголь, наполнившие черпак, при его опрокидывании высыпаются и попадают на расположенный в верхнем этаже склада «пасс» или «ленточный транспортер».

Это - все та же бесконечная лента, но только гладкая (для зерна) и расположенная горизонтально. Она непрерывно движется, и упавшее на нее зерно увлекается ею дальше, вдоль верхнего этажа.

Под лентой же, в полу этого помещения, на некотором расстоянии друг от друга, открыты колодцы, число которых в некоторых крупных американских элеваторах насчитывается сотнями. Колодцы эти служат для хранения зерна или угля.

И вот, если вы желаете путешествующее по «пассу» зерно нагрузить в один из этих колодцев, вы просто на просто устанавливаете против него на «пассе» нехитрое приспособление - «опрокидывающую тележку», - которая действительно и опрокидывает зерно в нужный вам колодезь.

Для того же, чтобы нагрузить зерно, находящееся в элеваторе, в океанский пароход, делают таким образом. Открывают дно одного из колодцев и высыпают зерно на находящийся в нижнем этаже «пасс». Пропутешествовав по нему, зерно падает во второй колодезь и норией поднимается на верх, откуда «самотеком» по трубе попадает в трюм корабля.

Что же дает такая постановка дела? Стоит привести только одну цифру, чтобы стала ясна вся важность такой механизации.

Крупные американские портовые зернохранилища погружают в час на пароход до 2 миллионов пудов зерна. Сколько грузчиков надо было бы иметь, чтобы достигнуть такой же производительности при ручном труде? По расчетам специалистов это число равно почти 3 1/2 тысячам физически сильных рабочих.

Вот какую громадную помощь в деле производительности труда оказывает механизация хотя бы только одних операций по погрузке и перемещению тяжелых грузов.

Один известный ученый, академик Вальден, недавно вычислил, что, если бы мы попытались работу всех двигателей земного тара заменить работой физически сильных людей, то нам понадобилось бы для этого мобилизовать ни больше, ни меньше, как... 3 миллиарда человек.

Чтобы яснее понять эту цифру, представим себе, что все население земного шара, включая сюда даже детей, стариков и женщин, почти вдвое меньше этой цифры.

Если эти двигатели, почему - либо, объявили вдруг забастовку, никакие усилия людей не дали бы нам возможности выработать и десятой доли того, что вырабатывают сейчас машины.

Несмотря на такое колоссальное значение двигателей, большинство людей не имеет о них ни малейшего понятия и совершенно не интересуется вопросами, связанными с работой этих «механических рабов».

Громадное большинство из нас совершенно не знает, как измерять их силу. Мы не знаем самой меры для работы и оценки двигателей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены