На всех заводах и фабриках СССР, во всех уголках сухопутного и водного транспорта ИДЕТ сейчас ожесточенная борьба за поднятие производительности труда. Борьба эта идет в трех направлениях.
С одной стороны, стараются по возможности избавиться от мускульной силы человека при производстве тяжелых физических работ. Ведь, человек - это «живой двигатель» - там, где надо иметь дело с сотнями, тысячами и десятками тысяч пудов, очень слабосилен, капризен и несовершенен. А главное - непроизводителен. Поэтому техника и стремится прежде всего избавиться от чернорабочих, от грузчиков и эту работу по возможности полностью переложить на плечи механических двигателей. На научном языке это называется: механизация труда.
Второй путь для поднятия производительности, это - улучшение механических двигателей, т. - е. говоря проще, техника старается сделать так, чтобы наша двигатели как можно меньше съедали дорогостоящего топлива и в то же время - как можно лучше выполняли свою работу. Техника называет это на своем специальном языке: повышение
коэффициента полезного действия (К. П. Д.).
Третий путь, это - правильная организация труда. Мало заменить человека машиной. Мало сделать эту машину экономной и хорошо работающей. Надо еще добиться того, чтобы и машины, и люди работали в согласии друг с другом, надо, чтобы в работе не было перебоев и чтобы во всех уголках фабрик, заводов, предприятий работа шла одинаково стройно, без остановок и перегрузок, без затраты лишней минуты дорогого времени.
Это - три «кита», на которых стоит современная мировая промышленность. В них - вся основа теперешней техники. И только та сторона выживет и останется победительницей, у которой эти три стороны ее промышленности и техники окажутся на должной высоте.
О них мы все должны знать как можно полнее, потому что только общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы наша техника встала на прочные ноги и могла бы выдержать натиск наступающей на нас со всех сторон капиталистической техники.
Обо всем этом мы будем своевременно говорить на страницах нашего журнала, а сейчас расскажем о том, как справляется техника с первым вопросом - с вопросом механизации труда.
Что такое механизация труда? Это - самая широкая замена труда человека и животных работой машин и двигателей.
Еще со времен далекой, седой древности стремится к этому человек и, к настоящему времени, достиг действительно громадных результатов. Оглянитесь по сторонам - и вы везде, на каждом шагу, увидите результаты этой победы. Везде и всюду
вы найдете машины и двигатели, точно, аккуратно и верно выполняющие ту работу, которая недавно всецело лежала на человеке и животных.
И ясно, что рассказать обо всем этом - значит рассказать обо всей современной промышленности и технике, обо всех машинах, станках и двигателях. Этого мы постараемся коснуться на протяжении многих следующих номеров нашего журнала, а здесь поговорим только о том, в чем наиболее ярко выразилась эта замена «живых» двигателей механическими, - о так - назыв. «крапах», «схватах», «транспортерах», «нориях» и пр.
Все это - приспособления, которые по справедливости могут быть названы «стальными руками и мускулами современной промышленности». Им выпала самая тяжелая, самая трудная часть работы - переноска тех громадных, многотысячепудовых тяжестей, с которыми приходится иметь дело теперешней технике. И на них, пожалуй, наиболее наглядно видно, как они своей работой не только облегчают труд человека, но и резко поднимают производительность труда.
Начнем с самых обычных, наиболее часто употребляющихся подъемных кранов. Это - «стальные грузчики», которым в порту, на железной дороге, на фабрике и заводе приходится иметь дело с миллионами пудов груза.
Чтобы понять, как они работают, приглядитесь повнимательней к нашим рисункам. Несмотря на все разнообразие изображенных кранов, у всех у них есть одна общая черта: так - назыв. «вылет», своего рода, «стальная рука», которая непосредственно и выполняет всю работу. Она может подниматься и опускаться, отклоняться вправо и влево, а в это время стальные канаты или крюки, прикрепленные к крайнему концу этой «руки», захватывают нужный груз, поднимают его и в случае надобности относят в сторону. Сила современных подъемных кранов настолько велика, что некоторые из них справляются, подчас, с тяжестями в 10.000 п.
Но каким же образом происходит этот подъем. На всех фотографиях на противоположном конце «руки» крана вы видите небольшую будочку. Это - «сердце» подъемного крана, его двигатель. Он и передвигает при помощи стальных канатов, а иногда целой сложной системой рычагов в нужном направлении «руку» крана с захваченным ею грузом. Но когда смотришь на такой кран, невольно возникает вопрос: почему же не опрокидывается, когда на длинной вытянутой руке его висит тысячепудовая тяжесть?
Для различных кранов ответ на этот вопрос различен. Если кран неподвижен, то вопрос этот обстоит довольно просто: вед он нижней своей частью плотно заделан в каменную массу, и уже сила этой заделки противится опрокидывающей его силе. Но когда кран стоит на рельсах - тут дело обстоит несколько иначе. Чтобы - спасти его от опрокидывания, на противоположном конце крана располагают
тяжелый груз - «противовес», рассчитанный таким образом, что даже при наибольшей тяжести, которую может поднять этот кран, противовес справится со своей задачей и удержит кран от падения.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Первый круг чтения молодого рабочего. Составлено политпросветом ЦК РЛКСМ