Театра музыкальный профиль

Валентина Рыжова| опубликовано в номере №1316, март 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Кроме этого, у режиссера есть еще масса обязанностей. К нему обращаются с вопросами организаторы репетиционной работы – представители репертуарной части, которым он должен помочь спланировать репетиции: общие, групповые, индивидуальные; к нему идет дирижер – они вместе должны обсудить проблемы музыкального решения спектакля; художник – с макетом, эскизами декораций и костюмов; постановочная часть – с вопросами о сложностях декорационных перемен; машинист сцены – с недоумением по поводу количества станков, их высоты и крепости; реквизитор – с массой проблем: какое из имеющихся в театре двадцати ружей необходимо для данного спектакля, какие бокалы заказывать, на каком заводе и в каком количестве; костюмеров интересует, какой материал лучше для накидки – вуаль, крепдешин, сатин или шелк.

К режиссеру обращается актер, у которого приезжает теща и он должен ее встретить, актриса, у которой заболел ребенок, и т. д. и т. п. Сотни вопросов к режиссеру возникают ежеминутно, и на все надо дать ответ. Поэтому еще одна черта, определяющая пригодность для работы в качестве режиссера, – способность к организационной работе и собственная организованность, ибо для того, чтобы организовать всех, надо сначала организовать себя.

— Разделяете ли вы точку зрения, что зрителя надо специально готовить к восприятию музыкального искусства?

— Нет. Меня злят разговоры о том, что оперу надо научиться понимать, что зритель недостаточно культурно подготовлен к ее восприятию, и т. п. Театр должен быть понятен сразу, он должен действовать мгновенно. С первого слова. С первого звука. С первого вздоха. Если на спектакль надо ходить несколько раз, чтобы его понять, если требуется специальная подготовка к его восприятию, – это не театр.

Важен общий культурный уровень зрителя, а не специальная подготовленность. От высоты этого уровня зависит круг интересов и не только в музыкальном театре, но и в драме, и во всяком искусстве. Надо знать, чтобы по-настоящему понимать произведение и судить о нем. «Катерину Измайлову» или «Нос» понять труднее, чем, например, «Свадьбу в Малиновке», и не стоит отрицать их достоинств с позиций невежества, так же как не стоит мерить «Гамлета» меркой Островского, а Матисса судить по законам передвижников. Каждое произведение красиво своей красотой и строится по своим законам. Круг эстетических интересов и определяет привязанность зрителя к тому или другому театру. Режиссеру же необходимо решить, прежде чем он приступит к репетициям или даже к выбору пьесы, какого зрителя он признает своим, на какого зрителя он ориентируется,

И это еще одна обязанность режиссера, и наиважнейшая, – чувствовать пульс жизни, знать современного человека, не вчерашнего, а сегодняшнего и завтрашнего.

— Являясь профессором ГИТИСа, что вы считаете главным в деятельности педагога?

— В руки педагога попадает талант, попадает то, что является редкостью, как золотой самородок или розовый горностай, попадает дар. Он может быть открыт и может быть скрыт, может быть в приятном человеке или в неприятном, но талант надо искать, позабыв о впечатлении от его обладателя.

Талант бывает порой очень трудно обнаружить. И если среди сотен поступающих на актерский факультет тобою будет открыт один талант, тебе за это воздастся. А если будет пропущен и, таким образом, загублен один – всего один! – дар, данный судьбой, природой, если ты не распознал его, – это никогда не простится.

— Георгий Павлович, пожалуйста, несколько слов о вашей последней работе в Большом театре – постановке «Кармен».

— Главной моей задачей было ввести в ткань спектакля те некоторые места, которые оказались опущенными в прежних постановках. Например, дуэт Микаэлы и дона Хозе в первом акте кажется мне скучным из-за того, что в нем пропущен небольшой музыкальный фрагмент, связанный с трагической темой оперы.

Но самым определяющим мое впечатление от работы над спектаклем была встреча и творческое сотрудничество с подлинными профессионалами оперного театра: В. Атлантовым, Т. Милашкиной, Т. Синявской, Е. Нестеренко... Такие актеры представляют собой тип оперного артиста сегодняшнего и завтрашнего дня.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Открытый взгляд

Детский дом – теплый дом