«Счастье». Свадьба, как в песне: «был жених серьезным очень, а невеста – ослепительно была молодой». И цветущие весенние деревья, прорастающие из прозрачности хрупкого стекла. И мягкий блеск расширяющихся кверху лучистых венчиков ваз, покрытых тонкой матовой гравировкой. И нежное кружево рисунка – «Счастье». За этот набор ваз молодая киевская художница Тамилла Московка была награждена Почетной грамотой ЦК ЛКСМ Украины. Но не о наградах и званиях речь. О счастье. О самом главном счастье, которого удостаивается человек на земле: выражать себя в труде.
...Свет стекает в стекло, как вздох стеклодува.
Тамилла с детства привыкла к этому чуду, рождающему словно бы из пустоты поблескивающие боками бокалы, стройные вазы, а то и скульптуру. Выдуванием изделий – специалисты называют это «вольным выдуванием», или гутной техникой – из расплавленной стеклянной массы занималась ее мать, известный мастер Киевского завода художественного стекла, заслуженный художник Украинкой ССР Л. М. Митяева. Наверное, от матери передалось Тамилле острое чувство пластики предмета. Как и мать, Тамилла любит подчеркивать мягкую линию сгустками лепных украшений, но от гутной техники молодая художница пришла к технике холодной обработки. Посмотрите: из густой зелени постаментов, тяжелых от цвета и монолитности стекла, вырастают удлиненные мерцающие чаши. Голос стекла в них звонок, как зов далеких труб. Из линий, затаенных в матовой дымке гравировки, встают сказания о вечном и былом. Мчатся всадники, летят тачанки, комсомольцы уходят на труд и в бой, и встает во весь рост Павка Корчагин. «Комсомольцы 20-х годов» назвала Тамилла Московка свою композицию из трех ваз. Это ее дань героике прошлого.
Говорят, если молния ударит в песок, она станет стеклом.
Мать учила Тамиллу создавать из раскаленной, как молния, массы, предметы хрупкие, как воздушные шары. В Киевском художественном институте художники А. И. Сиротенко и К. Д. Трохименко ставили Тамилле руку и глаз – чтобы делать гравюры по стеклу, рука должна быть очень твердой, а глаз очень точным.
У Тамиллы Московки твердая рука и точный глаз. Но ее произведения нежны, как воздушные шары, как цветы, и так же трепетны.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Детский дом – теплый дом
Свидетельствует пресса: «Грация», Италия
Рассказ