В станице Вешенской царило необыкновенное оживление. Казаки и казачки колхозов Вешенского района на тройках подкатывали к театру. Гостей из Москвы и Ростова встречали на аэродроме.
Здесь, на аэродроме, довелось мне услышать недоуменный возглас:
- И что это за торжество такое - всего два года театру?! Вот Малому за сто - это юбилей!
Видимо, сказавший это ни Дона не знает, ни театра, да и о вешенских молодых артистах ничего не слыхал.
Двухлетие вешенского театра было значительным событием в театральной жизни страны. Писатель Михаил Шолохов, по инициативе которого и был создан театр, выступил на юбилейном вечере. В своей образной речи он рассказал, как раньше обстояло дело с искусством в станицах и хуторах северного Дона.
- Иногда сюда, - рассказывал Шолохов, - приезжали захудалые труппы, наскоро собранные каким - нибудь предприимчивым, ловким антрепренером. Эти люди заботились о том, чтобы заработать побольше денег, они не имели никакого отношения к искусству, они занимались жалкой имитацией искусства. Появлялся какой - нибудь «инвалид войны». Ему надоело делать ложки в местпроме, и он стал «представителем искусства», бродил по станицам и хуторам и показывал «фокусы». Прибывали на «гастроли» какие - нибудь бродячие музыканты - слушать их было страшно! От этой музыки, как говорят местные жители, «за ожерелок брало»...
Два года назад в станице Вешенской разгорелся яркий огонек подлинного искусства. Молодой колхозный театр первой пьесой поставил «Поднятую целину». Михаил Шолохов много помогал молодым артистам в создании спектакля.
Трудно было донской казачке Вере Василевской гримироваться, боязно было выйти на сцену. Сыграла Вера первую роль - Лушки - и с этого времени горячо полюбила свой театр. Так было и с товарищами Веры - Парамоновым, Моргуновым, Зотьевым.
Театр рос, креп, становился на ноги. В его репертуаре появились пьесы «Гроза» и «Бедность не порок», «Земля» и «Любовь Яровая».
Театр казачьей молодежи - дорогой гость в каждой станице. Гастролировал театр и в больших промышленных центрах - Ростове, Шахтах, Таганроге. Театр показал уже двести спектаклей, обслужил свыше семидесяти тысяч зрителей.
Росли и люди театра. Всеволод Парамонов получил «боевое крещение», исполняя роль Нагульнова в «Поднятой целине». После первого спектакля каждый день его работы в театре стал днем серьезной учебы. Книги замечательных мастеров сцены К. С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» и В. И. Немировича - Данченко «Из прошлого» стали настольными книгами молодого актера. За два года в актерском списке Парамонова накопилось девять ролей. Тут и Листрат из «Земли» и Тихон из «Грозы» и Жухрай из пьесы «Как закалялась сталь».
К своему юбилею театр подготовил постановку классической комедии. Был поставлен «Забавный случай» Гольдони. Этот спектакль показал, каких замечательных успехов добились молодые артисты - казаки. Особенно хорошо сыграли выступавший в роли Госконя бывший колхозник Дударевского хутора секретарь комитета ВЛКСМ театра Николай Зотьев и бывший колхозный тракторист Алимов, игравший поручика Де ля Вотри.
Пьеса Гольдони на сцене колхозного театра - показатель громадного роста культуры в нашей стране.
Весело и радостно отпраздновали казаки северного Дона юбилей своего театра. Аплодисментами встретили они приветствие театру, присланное виднейшими деятелями советского театра: В. И. Немировичем - Данченко, В. И. Качаловым, А. А. Яблочкиной и другими В день юбилея театру присвоено имя славного, дважды орденоносного ленинско - сталинского комсомола.
Скоро молодежь красной столицы увидит искусство артистов Вешенского театра казачьей молодежи имени Комсомола. Театр будет выступать на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.