Театр, служи коммунистической пропаганде

опубликовано в номере №153, май 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

Значение творчества В. Маяковского для театра огромно. Маяковский - драматург - подлинный новатор, первый сумевший разбить старые формы, чтобы создать новый стиль драматических произведений, полных настоящего революционного содержания.

Маяковский не случайно, конечно, связал свое творчество драматурга с самым революционным советским театром ГОСТИМ'ом. Когда поэт принес в театр свое первое произведение - «Мистерию Буфф», Мейерхольд ухватился за нее с жадностью: пьеса была подлинно революционная, целиком отвечающая задачам, которые разрешал театр. ГОСТИМ не мог не почувствовать, что в Маяковском он находит не только драматурга - новатора, но и борца - соратника, стоявшего на одинаковых с театром идеологических позициях. Так зародилось и крепло содружество Мейерхольда и Маяковского.

«Мистерией Буфф» в 1921 г. открылся творческий путь поэта В. В. Маяковского - драматурга. Это была первая революционная, боевая пьеса в стихах. Следующая пьеса - «Клоп» - появилась, в прошлом театральном сезоне. Как социальная сатира, «Клоп» обладает всеми качествами, присущими этому театральному жанру: злой иронией и бичующей хлесткостью языка. Однако Маяковский сумел обновить традиционную форму этого театрального зрелища: бытовая сторона сочеталась у него с фантастикой. Это сочетание быта и фантастики мы встречаем и в третьей пьесе - «Баня». Несмотря, однако, на то, что отдельные места пьесы вызывают дружный смех в зрительном зале, «Баня» в целом оказалась непонятной рабочим зрителям. В чем же дело?

Мейерхольд, отстаивающий пьесу, указывал, что у Маяковского «мастерски показан трагический конфликт рабочего - изобретателя в борьбе с бюрократизмом, волокитой и делячеством» и что Маяковский «выражает восхищение перед порывом пролетариата преодолеть все препятствия на пути своем к социализму». Верно, но как это сделано?

Изобретатель Чудаков придумал «машину времени», которая может «заставить время и стоять и мчать в любом направлении и с любой скоростью». Но для опыта с «машиной» нужны средства, которые можно получить только в Главначпусе, возглавляемом бюрократом Победоносиковым.

«Машина времени» готова. Ее включают, происходит взрыв, и изобретатель получает из эфира письмо, написанное «50 лет тому вперед» «бэде 5 - 24 - 20», что значит на человеческом языке: кто - то неведомый прибывает из пространства с какими - то особыми полномочиями. Этим лицом оказывается «фосфорическая женщина», делегатка 2030 г., «включенная в наше время на 24 часа» для того, чтобы забрать с собой в «коммунистический век» лучших работников.

В то время как «делегатка 2030 г.», осмотрев созидательную работу в СССР, произносит хвалебную речь ее работникам, начинает действовать «бюро по отбору и переброске в коммунистический век». Окрыленные уверенностью, все бюрократы во главе с Победоносиковым и Оптимистенко погружаются в «машину времени», чтобы в числе избранных отправиться в коммунистический век.

Но «машина времени» выбрасывает всех обывателей и бюрократов, унося только действительно достойных рабочих.

Действительно, не только развитие действия необычно, но и герои - «фосфорическая женщина», «машина времени» - необыкновенны. Удивительно ли, что до рабочего зрителя все это не доходит, запутывая основную идею пьесы.

К этим жалобам присоединяются другие: почему не показана рабочая масса, партия? Неужели у нас в госучреждениях только обыватели и бюрократы? Рабочие неправдоподобны, говорят не на свойственном им языке и ведут борьбу вне реальных условий Советской страны.

Как же, однако, понять эти (нарекания, зная, что чтение пьесы на заводах рабочие встретили дружной и положительной оценкой?

Причина, вероятно, в том, что в «Бане» переплетаются приемы сатирическо-бытовой и утопическо - фантастической драматургии. Поэтому - то рядом с «фосфорической женщиной» оказывается Оптимистенко; с «машиной времени» - очередь к бюрократу.

Ошибки Маяковского театр углубил своей постановкой, подчеркнув полную несовместимость бытового и фантастического на сцене.

Рабочий зритель просил Маяковского «подработать» пьесу. Но, вот, Маяковский умер. Театр Мейерхольда, больше, чем кто - либо, чувствует свое внезапное сиротство. Его дело теперь довести до рабочего зрителя не только «Баню», но и другие пьесы. Этим он лучше всего почтит память друга и соратника.

ЛОЗУНГИ дня

Долой бутафорские тряпки и сор,

Переделывай жизнь коммунист - режиссер!

Правое искусство наступает густо.

Соединяйтесь, работники пролетискусства!

Коммуна строится трудно и туго,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены