- Ну, уж это вы слишком, папаша!
Жених - «фасонный» парень. Широкие брюки. куцый пиджак, роза. Лицо пасхального барана. «галантные», танцующие движения. Хихикают девицы, мяукает гитара, растерянно носится клушка - мать...
Использовав водевильные положения пьесы и острый зощенковский язык, трамовцы создала спектакль масок, «свиных рыл» мещанства. И он бьет в цель, вызывая несмолкающий смех аудитория.
Спектакль окончен... Нужно торопиться... Сегодняшних актеров завтра ждут станки. Прожевывая на ходу бутерброды, которыми угощает их цех, ребята пробегают гулкую пустоту двора, где радио гремит мажорным маршем. Честное слово, весело жить! Несколько человек задерживаются у выхода.
- Смотрите! Петрову наложили. Васькина бригада впереди...
Массивные башни электрозаводских ворот остаются позади. В пустом трамвае кондуктор подсчитывает дневную выручку. Кто - то из ребят, схватившись за ремни, подтягивается на руках. Но даже уставший за день кондуктор понимает, что это не хулиганство. Это так, от избытка энергии.
О ад парком повисла багровая луна. В парке происходили странные вещи. Помахивая тросточкой, в неизменном своем котелке проковылял Чарли Чаплин. Долговязый Пат с унылыми усами вел под руку своего коротенького друга. Какой - то испанский гранд важно прошагал мимо, окинув их презрительным взглядом. К испанцу пристал арлекин и бежал за ним, потряхивая своим шутовским колпаком. Четыре угрюмых незнакомца во фраках и повязках, запачканных кровью, несли пустые носилки...
Все эти странные вещи происходили весной 1933 г. в Черкизовском парке. И если бы старик сторож не знал, что на эту ночь парк отдан в распоряжение трамовцев, он наверное струхнул бы порядком. А так все объяснялось очень просто. Трам электриков справлял годовщину своего существования. Каждый из трамовцев мог придти в любом костюме. Однако он обязан был оправдать смысл своего костюма выступлением, посвященным жизни трамовского коллектива за истекшее время. Если верить отчету «собственного корреспондента» газеты «Трамплин» (орган трамовского коллектива), юбилей прошел хорошо: «Куда вы ни пойдете, вас встречает смех. Ночь залита смехом! Смех молодой, бодрый. Да здравствует смех!».
Наибольший успех выпал тогда на долю вокального «квартета Скли - фасовского» (четыре мрачных человека во фраках с носилками) и четвертого акта оперетты «Ножи». Собственно говоря, в катаевской пьесе «Ножи», которая входит в репертуар Трама, всего три действия. Но к юбилею трамовцы сочинили свой четвертый акт, где продолжили сюжетную линию прежних героев.
У трамовцев были все основания повеселиться на своем необычном юбилее. Ему предшествовала долгая и трудная борьбл молодого коллектива за право на жизнь. Они занимались в коридорах, на квартирах. Их сборным пунктом на заводе стала лестница. Собравшись, они высылали оттуда разведчиков на поиски свободного красного уголка в одном из цехов. Потом их взял под свое покровительство горком электриков. После всех мытарств подвальное помещение на Семеновское улице, снятое у жакта для занятий, показалось трамовцам сущим раем. С горячим упорством строили они свой театр. Здесь было создано исполбюро, комсомольская фракция, велись занятия, репетиции, писались статьи, фельетоны и стихи для газеты «Трамплин».
Возможно, что именно этот период напряженной работы и спаял ребят в крепкий коллектив энтузиастов своего театра.
Но тут пришлось отражать новые атаки. На этот раз противник ударил с глубокого тыла. Ночью, по возвращении с занятий, на них производили лихие кавалерийские наскоки матери я шли в штыковую атаку отцы. Им приводили «неопровержимые доводы»: «Трам - это не дело», «нужно учиться на инженера». Родители наступали сомкнутым строем, и особенно туго приходилось девушкам. Эти семейные нелады не закончились и по сию пору, и ребята мечтают о своей, трамовской коммуне.
Раз в месяц трамовцы устраивают «лучезарник». Трам электриков является сейчас одним из кружков клуба МОГЭС «Красный луч» - отсюда и «лучезарники». Название немного пышное и приторное. Ребята сами это чувствуют, и уже объявлен конкурс на переименование этих веселых вечеров комсомольского коллектива.
На многие наши вечера и массовки непрошенной гостьей, «зайцем» пробирается скука. На «лучезарники» ей вход закрыт, и вое ее попытки проникнуть сюда оказались бесполезными. Здесь по - настоящему весело! Свои выступления участники готовят самостоятельно и в большом секрете друг от друга. Тема выступлений - трамовская жизнь. Форма самая разнообразная: скетчи, пародии в танцах, театрализованные шарады, акробатические номера и т. д.
Есть такая пошленькая игра - «флирт цветов». Раньше она была очень популярна на вечерах веселящегося мещанства.
Анемон. Вы мне очень нравитесь.
Гвоздика. Отчего вЫ так задумчивы?
Однажды на один из «лучезарников» только что поступившая в Трам девушка принесла эту игру. К большому смущению девушки, игра была высмеяна и забракована. Взамен ее родилась новая - «бой острот».
«Один седой гражданин недоуменно и долго моргал, когда я сообщил ему, что мы строим образцовый Трам. Он попросил расшифровать ему этот термин. Я расшифровал.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.