Театр начинается с пьесы

  • В закладки
  • Вставить в блог

М. ШАТРОВ. А театр не ставит? Дело знакомое. Порой расстояние от рукописи пьесы до ее премьеры на сцене – гигантское. Театры часто боятся рисковать, заявлять к постановке пьесы молодых авторов или, наоборот, подгоняя хорошую, свежую пьесу под «среднестатистическую» – так спокойнее. С этим мириться нельзя. И уже кое-что делается для исправления положения.

Действительно, драматург поздно приходит в театр и только тут понимает, что у себя за письменным столом он думал одно, а на практике оказывается – это другой, сложный, противоречивый, капризный и прочая, и прочая организм: театр. Московские драматурги обратились в партийные и творческие инстанции с предложением открыть при одном из театральных вузов кафедру драматургии. Согласитесь, драматургия – это профессия, ею надо владеть, быть ориентированным человеком. Где, как не в театральном институте, учась с такими же молодыми режиссерами и актерами, будущий драматургический писатель сможет лучше научиться мастерству? Но это работа на перспективу. Другое же начинание творческого и партийного бюро объединения драматургов Московской писательской организации совместно с Театром имени Ленинского комсомола – это организация на базе театра экспериментальной творческой студии театральной молодежи Москвы. По нашим замыслам, здесь при помощи всех творческих сил театра будут ставить пьесы молодых авторов. Руководство театра и художественный совет будут отбирать пьесы, предоставлять молодым режиссерам право выбирать для себя постановку и актеров, изыскивать средства для спектаклей... И если это удачный спектакль, выпускать его на сцену студии на несколько месяцев, не больше. Дальше – очередь нового драматурга, режиссера, актеров. Такая творческая лаборатория, на наш взгляд, окажет действенную помощь молодым литераторам, художникам, всей творческой интеллигенции. Ведь понравившиеся зрителям и театрам пьесы можно будет ставить и в других местах, а столь необходимый риск и столь же необходимый опыт работы будут уже приобретены в студии.

Е. РЫК. Михаил Филиппович, очень редко бывает обсуждение вне стен семинаров, разумеется, драматургической продукции. До сих пор и театральная критика в основном занята разбором спектаклей по пьесам. Справедливо ли?

М.ШАТРОВ. Об этом не раз, к сожалению, возникал разговор у всех драматургов на наших встречах, собраниях, совещаниях. Создан альманах «Современная драматургия», где профессионально анализируются состояние и перспективы развития нашей профессии, внимательнее в последнее время относится к нам и периодика. И все же пьеса на сцене значительно отличается от литературного материала: актеры вслед за режиссером вдыхают в нее иную, новую жизнь. Как, скажем, чтение стихов в книге и присутствие на авторском вечере поэта и его исполнение – это уже иное, это театр.

Е. РЫК. Это что, возврат к делам давно минувших дней? Я знаю, что когда в 1957 году Ролан Быков создал в МГУ студенческий театр, завлитом его стал Михаил Шатров. В связи с этим вопрос: студенческие, молодежные театры появляются как грибы после дождя, но и пропадают так же быстро. В профессиональных театрах много молодых актеров и режиссеров долгое время ждущих роли или постановки. Что же они не тормошат нас, драматургов?..

М. ШАТРОВ. Большой загадки в этом нет: люди не хотят работать, им спокойнее вести тихую жизнь.

Е. РЫК. Когда поступают в театральное училище, небось клянутся, что без театра жизни себе не представляют! А режиссеры... По-моему, режиссер – это лидер, организатор, боец. Во всяком случае, должен быть таковым.

М.ШАТРОВ. Увы! Кто боец, тот обязательно добьется своего, но у многих не хватает характера или хватает только на то, чтобы плакаться о своей неудачной судьбе.

В постановлении ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» говорится, как и чем мы, люди старшего поколения, должны помогать молодым художникам, творческими командировками, устроительством выставок и постановок спектаклей и фильмов, публикациями, семинарами и совещаниями, да что там говорить, оказывать материальную помощь тоже. Молодых вводят в составы редколлегий и художественных советов, посылают за границу, принимают в творческие союзы и организации... И большей частью это делается авансом, в ожидании будущей отдачи. Мы можем (и делаем) для них много, можно, я думаю, делать и еще больше. Нельзя же только одного – писать, снимать, ставить, рисовать, играть за них. Как бы те тепличные условия, что созданы молодым творцам, не повредили им. Как бы дома творчества и буфеты в клубах творческих союзов не стали «рабочими» местами наших молодых коллег...

Взаимодействие мастера и ученика – это всегда улица с двусторонним движением. Мы несем ответственность за свои студии, семинары, театры, мастерские, но и вы, уважаемые ученики, трудитесь... Не очень я высокопарно?

Е.РЫК. Нет, хоть и сердито... Поскольку уж речь зашла сейчас о поездках, творческих, контактах, расскажите, пожалуйста, о драматургическом «десанте» студии на БАМ.

М. ШАТРОВ. Вы имеете в виду поездку по линии ЦК ВЛКСМ и Союза писателей на БАМ группы молодых? Первоначально это была задумка создания пьесы большим коллективом по следам одной живой истории. Студийцы прожили на стройке более трех недель, одной пьесы все вместе так и не написали, но это не значит, что они ничего не сделали. Валентин Крымко и Александр Буравский создали пьесу «Станция «Музыка», которая сейчас готовится к постановке московским театром имени М. Н. Ермоловой, остальные так или иначе использовали эту поездку: для пьес, очерков, рассказов. Вы вот совместно с Александром Гафиным ездили в Оренбург, на строительство одного из газопроводов, где работают советские и болгарские бригады, написали пьесу «Происшествие при северном ветре»... Кстати, закончили последний вариант? Готовьтесь, скоро будем обсуждать пьесу на семинаре.

Вообще наши студийцы «набирают обороты»: их пьесы печатают в альманахе «Современная драматургия» и сборниках, их произведения приобретают министерства культуры, а главное, ставят театры, и столичные и провинциальные. Последние, к их чести будет сказано, охотнее и больше.

Е. РЫК. И все-таки театр зачастую предпочитает с нами «не связываться». Есть здесь какой-нибудь рецепт? Или заветное слово, что ли?

М.ШАТРОВ. Есть и рецепт и заветное слово: писать. Запланировать шедевр еще никому не удавалось, но нужно работать и верить в себя, искать, спорить, ошибаться, доказывать и снова писать, писать, писать...

Е. РЫК. Михаил Филиппович, один вопрос, но уже о вашей работе. Вы неоднократно возвращаетесь в своем творчестве к революции, к ленинской теме. Почему?

М.ШАТРОВ. Потому что мне кажется, что это самое современное, самое злободневное на сегодняшний день. Сегодняшний зритель, сидящий в театре и переживающий события, скажем, двадцатых годов, события документальные, исторические, особенно ясно и четко сопереживает происходящее, ибо он знает, что было потом, как мечты Ленина и его гвардии воплотились в жизни. Не случайно сейчас особенно пристальное внимание вызывает историческая, мемуарная литература, периодика тех лет – читателя и зрителя волнуют подлинные факты жизни, которая, как известно, лучший драматург,

Гоголь писал, что «редкая птица долетит до середины Днепра», хотя знал, конечно, Николай Васильевич, что любая птица в любом месте легко перелетит эту реку. Но Днепр для Гоголя – это символ Родины, ее величия, могущества, а тогда прощается любая гипербола, и никто не упрекнет великого писателя. Революция для меня тот же Днепр – могучий, яростный, огромный – тема неисчерпаемая для художника.

Е. РЫК. И для молодого?

М.ШАТРОВ. И для молодого особенно. Хотя написано немало, немало снято и поставлено, сыграно и высечено из мрамора, тема эта всегда будет питать ум художника и его сердце. Каждое новое поколение по-своему осмысливает величие революции, ее вождей, героику тех дней. И во все времена к этой теме будут обращаться писатели и артисты, художники и композиторы как к живительному источнику творчества.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены