- Ты знаешь, зачем мы революцию делали? Знаешь? Ни черта ты не знаешь. Делали мы ее и для того, чтобы научиться верить людям. Понял? Ну, тогда бегом, выполняй приказание...
Наш театр креп день ото дня. Труппа пополнилась профессиональными режиссерами, художниками, музыкантами. Появилась у нас и кинопередвижка - крутили фильмы. Нашли новую форму работы - после спектаклей еще одно отделение: «Исполнители из публики».
... Накануне трагической гибели Чапаева наша труппа выехала из Лбищенска поближе к фронту, в Сахарное. Там мы и узнали о ночном набеге белоказаков. Все артисты и музыканты отправились в строевую часть. В ночь с 5 на 6 сентября мы двинулись в наступление на Лбищенск-Уральск.
В октябре возрожденный театр вновь начал свою работу в частях, перешедших в генеральное наступление. Потом была лютая зима и эпидемия тифа. Я догнал дивизию уже под Киевом. И вновь, теперь уже на Западном фронте, работал наш театр, пока в декабре 1920 года, после перемирия, дивизия не была снята с фронта.
Я часто задумываюсь: в чем был секрет успеха нашего театра, ведь, честно говоря, играли мы не очень хорошо. Видимо, наиболее верный ответ на этот вопрос дал Дм. Фурманов. Он писал: «Артист, организатор, политический работник, пропагандист и агитатор, комиссар - все это сливалось прежде всего в одно понятие - боец. Дивизионная труппа и была за то особенно любима красноармейцами, что они чувствовали тут своего же брата бойца, который всегда с ними, а по надобности и вместе идет в наступление».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.