Студия Малого театра никогда не ставила себе целью только фотографировать жизнь. Давая, как театр условно - реалистический, правдивое изображение действительности, студия всегда желала чувствовать себя участницей окружающей жизни. Легкая комедия и водевиль в репертуаре, остроумие, юмор и шутка в воплощении образов, выдумка и бьющая красочность в оформлении - вот лицо молодого, бодрого и дружного актерского коллектива студии.
Дмитрий Щеглов взялся показать, как в огне социалистического строительства переплавляются все колеблющиеся и сомневающиеся. Рабочий Никитин изобрел автомат для прокатного цеха. Его желанию реализовать механизм препятствуют его шурин - рабочий того же завода, находящийся целиком во власти крестьянских настроений, старый мастер цеха, группа отсталых рабочих, из боязни сокращения по рационализации, жена Никитина, наконец, главный инженер Ельцин (с завода).
Однако с помощью коммунистки женщины - инженера, заведующего цехом немца - инженера и при деятельном участии коммунистов, старого и молодого рабочего завода, победа остается за Никитиным. Разработан проект расширения цеха, что дает возможность применить автомат, не произведя сокращения рабочих рук. Инженер Ельцин кончает жизнь самоубийством.
Главный порок пьесы - недостаточная четкость выведенных фигур, малая оправданность поступков действующих лиц. Неясно, например, что побудило Ельцина стать вредителем, - его социальное происхождение или личные побуждения, зависть? Непонятно также, почему рабочие перешли на сторону Никитина до применения его автомата.
Следует отметить, что Д. Щеглову лучше удается создавать конфликты, чем разрешать их, здесь у него много нарочитого, надуманного, подчас искусственного. Д. Щеглов исходит как бы не от непосредственных жизненных наблюдений, а больше от головы и книги.
Постановщика Каверина можно упрекнуть в одном: к чему этот надрыв, неврастеничность, которая звучит и в музыкальном сопровождении, и в пьяном бреде Ельцина, и особенно в начале спектакля, когда зритель, видя неспокойные движения работающего в полумраке изобретателя, подчиняется мнимой атмосфере травли, которой в сущности нет в пьесе. Этот недостаток, который следует Каверину немедленно устранить, ничуть не умаляет больших достоинств талантливой постановки, которая так пленяет красочностью и творческой выдумкой.
Очень хороши актеры: Савельев в роли немца - инженера и Иванов в роли хитрого мастера.
Но главное, выдержал ли театр экзамен на современность?
Выдержал, несомненно, выдержал.
В пьесе «Чудак» противопоставлены два интеллигента. Если верить первому из них - управделами бумажной фабрики Горскому, карьеристу, неспособному на жертву или подвиг, то беспартийному интеллигенту в наше время осталась незавидная участь: платить профсоюзные взносы, подписываться на займы, аккуратно исполнять служебные обязанности, посещать общие собрания и молчать. Канцелярский же работник той же фабрики, Волгин, «чудак» и энтузиаст, утверждает обратное: если беспартийный интеллигент считает дело социалистического строительства своим кровным делом, если он хочет идти в ногу с рабочим классом, то он всегда найдет возможность проявить общественную активность и революционную инициативу, - качества, которые и партия и общественность всегда высоко ценят.
Афиногенов берется доказать правильность утверждений Волгина. Для этого он ополчает против энтузиаста почти всех окружающих - директора фабрики, предфабкома, хулигана - рабочего, старуху - работницу, управделами и, наконец, любимую женщину, чтобы затем постановлением суда и коллективным заявлением рабочих очистить Волгина от всех взводимых на него преступлений.
По пьесе «Чудак» не сразу догадаешься, что дело происходит в стране с диктатурой пролетариата: в кружке энтузиастов, строителей будущего социализма, - только Горские и Лозовские, а рабочего ядра не видать; сами рабочие, как - будто, боятся поднять голос в защиту Волгина и находят только одно средство для его защиты - подписной лист. Совсем не показан рабочий класс, за который борется и с которым хочет слиться «Чудак». Ячейка, спит непробудным сном праведника, а Волгин неожиданно для самого себя оказывается во главе общественности и геройски принимает на себя удары «злодеев» - представителей фабкома и заводоуправления.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.