Советской стране нужно много хлопка. Нужно столько белого пушистого волокна, чтобы им обеспечить свою крепнущую текстильную промышленность, чтобы не платить «дяде Саму» ежегодно без малого по миллиарду золотых рублей.
Мы во что бы то ни стало должны прекратить золотой поток, льющийся из СССР в Америку, где мы покупаем хлопок, и сэкономленные средства вложить в тяжелую индустрию, в сельское хозяйство.
До сих пор наше хлопковое хозяйство развивалось очень медленно, так медленно, что в отношении хлопководства мы отстали даже от довоенного времени и в мировом балансе хлопка оттеснены на низшую ступень. Такое положение выдвинуло серьезнейшую задачу: максимально ускорить темны развития хлопководства, попытаться даже опередить другие страны, и к концу хлопковой пятилетки совершенно избавиться от «хлопковой зависимости» империалистических стран.
В темпах развития хлопководства нам надо взять пример с Англии, которая бешеной скоростью идет по пути избавления от американской хлопковой зависимости, принимая все меры к тому, чтобы в своих восточных колониях, в Индии и Египте, создать для своей текстильной промышленности прочную хлопковую базу. Но свою хлопковую независимость Англия строит на полном порабощении колониальных народов Востока.
Мы же, завоевывая себе хлопковую независимость, поднимаем культурный и хозяйственно - экономический уровень наших отсталых республик Средней Азии и Закавказья. Вот в этом именно и есть глубочайшая разница между нашими и английскими стремлениями к завоеваниям хлопковой независимости.
Решая хлопковую проблему, мы выполняем важнейшую директиву XV партсъезда о накоплении и максимальном развитии текстильной промышленности.
Две пятых количества нашей общей потребности в хлопке мы сейчас ввозим из - за границы, а между тем, у нас есть все данные для того, чтобы производить все импортируемое количество хлопка в нашей стране. Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Киргизия, Армения, Азербайджан, - вот те районы, которые должны избавить Советский Союз от американской хлопковой зависимости, которые к 1932 г. должны дать 80 тыс. тонн хлопка - сырца, а в 1930 г. предположено собрать уже 50 тыс. тонн хлопка - сырца. Таким образом, создается реальная возможность выполнения боевых задач хлопководства в гораздо более короткий срок, чем это обусловлено планами и сметными предположениями.
Для нас особенно ценны сорта египетского хлопка, который до сих пор у нас почти не культивировался. И вот в этом году впервые в Таджикистане делается большой опыт: под египетский хлопок осваивается 13 тыс. га. По мнению специалистов хлопководства опыт этот удастся, ибо прежде, правда, в незначительном количестве египетский хлопок в Таджикистане сеялся и давал неплохие урожаи.
Хлопковая пятилетка имеет трех врагов: первый - бай и манап; второй - право - оппортунистические элементы в рядах партии и комсомола; третий и самый опасный враг - это вековая отсталость раздробленного, распыленного индивидуального хозяйства. Этих врагов мы должны сокрушить, должны преодолеть сопротивление кулачества и байства, решительно бороться с право - оппортунистическими элементами и, наконец, одолеть третьего врага - распыленность хозяйств - путем объединения их в крупные колхозы.
Осуществление хлопковой пятилетки проходит под знаком обостреннейшей классовой борьбы в кишлаке и ауле. Баи, кулаки и манапы бешено сопротивляются развитию хлопководства.
В кишлаках и аулах они принимают все меры к тому, чтобы сорвать грандиозную работу. Устраивая обильные тои, приглашая на них батраков и бедняков, они яростно агитируют против вытеснения нехлопковых культур с поливных земель, наиболее приспособленных под посевы хлопка, доказывая с пеной у рта, что, засеяв свою землю хлопком, дехканин останется без хлеба и риса.
И, откровенно говоря, байско - манапская агитация во многих случаях достигает своей цели только потому, что местные партийные, комсомольские, советские и профессиональные организации не умеют в достаточной мере сплотить вокруг себя батраков и бедняков, дать должный отпор проискам чуждых элементов и повести решительное наступление на байство и хитросплетенные родовые отношения, руководимые теми же чуждыми элементами, Однако далеко не всегда бабская контрреволюционная агитация бывает словесной: только в течение последних трех - четырех месяцев в республиках Средней Азии зверски убито и растерзано до 240 комсомольцев, коммунистов и активных батраков, неуклонно боровшихся за осуществление хлопковой программы, являющейся сейчас квинт - эссенцией всей хозяйственной жизни республик Средней Азии.
Но не только баи и кулаки вредят хлопковой пятилетке. Среди вредителей есть люди, стоящие очень близко к партии, комсомолу и советской власти. Вот вам факт из Андижанского округа (Узбекистан), где окружная пятерка по реализации хлопкового урожая последнего года совсем недавно разбирала дело члена партии Иргаша Исмаилова, укрывшего хлопок, сняты с полей нескольких баев и кулаке! Другой факт - член партии и комсомолец Мирза Рахимов, бывший председатель Мареланского река и член окрисполкома (Узбекистан), обусловил к засеву шесть танапов хлопка, обязавшись сдать 1000 кг сырца, но сдал он всего 270. С 1924 г. Мирза Рахимов хлопковому ширкату имеет задолженность в 202 руб., а прошлой осенью выстроил дом стоимостью в 1500 руб. В кишлаках Хорезмского, Сурхан Дарьинского и Ташкентского округов распущено несколько Комсомольских комитетов, снято несколько, десятком секретарей кишлачных ячеек, активно выступавших против хлопковой программы, бывших заодно с темными силами байско - манапских элементов. Фактов этих нельзя забывать, они должны послужить опытом на будущее время.
Наша задача: от мелкого клочка земли, на котором невозможно серьезное улучшение хлопкового хозяйства, перейти к крупному обобществленному типу хозяйства - к совхозу и колхозу. Уже в этом году 45% хлопкового урожая должны будут дать совхозы и колхозы.
Хлопковый совхоз - явление ново: невиданное даже в Америке, где совершенно нет крупных государственных хлопковых хозяйств. В Средней Азии хлопковые совхозы в этом году охватят 75 тыс. га.
Пути роста хлопковых совхозов грандиозны, принимая во внимание, что хлопок требует гораздо меньше труда и заботы, чем другие культуры. Один хлопковый совхоз при там же количестве людей и машин, что и в зерновой совхозе, может охватить площадь пяти данных зерновых совхозов.
В этом году Союзный Главхлопком приступает к разрешению грандиознейшей голодностепской проблемы. К концу пятилетки предполагается создать мощный хлопковый совхоз на 500 тыс. га с ежегодной продукцией на 150 млн. золотых рублей. Разрешив проблему Голодной степи, большая часть которой расположена на территории Казанской республики, мы превратим Казахстан из наиболее отсталой в передовую республику.
Второй мощный хлопковый совхоз будет создан в Таджикистане, в долине реки Вахш. Этот совхоз охватит площадь земли в 40 тыс. га и ежегодно будет давать сырца на 25 млн. зол. рублей, причем продукция этого совхоза будет составлять лучшие сорта египетского хлопка.
Перед нами три задачи, разрешив которые, мы выполним хлопковую программу: первая из них - ирригационное строительство; вторая - вытеснение нехлопковых культур, и третья - поднятие урожайности.
В условиях социалистической реконструкции народного хозяйства ирригация превращается в сильнейшее орудие национальной политики. Орошая дек - ханские поля, мы уничтожаем зависимость декханства от баев и кулаков, захвативших давно существующую ирригационную систему.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.