Теадекада

Р Кудеяров| опубликовано в номере №144, февраль 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Винтовка № 492116»

Как только страна вступила в период мирного строительства, о Красной армии точно забыли, Писатели будто отвернулись от нее, не желая рас - сказывать о ее будничной работе, повседневном труде. Благодаря этому остались вовсе не освещенными такие значительные темы, как роль Красной армии в восстановлении народного хозяйства страны, в перевоспитании и воспитании крестьянской молодежи, роль отпускников - красноармейцев, проводников советской культуры в деревне. Совсем не описаны упорная работа по техническому самоусовершенствованию нашей армии, ее классовая и интернациональная сущность.

В последнее время Красная армия выдвинула настоятельное требование организовать свой красноармейский театр. Уже преступлено к организации такого театра, но, к сожалению, к дикому древу пролетарского искусства усиленно прививают нездоровые побеги «Букета моей бабушки». И вот, пока идет эта совершенно невозможная прививка, операция (которая, кстати, оказать, уже дала отрицательные результаты), в 1 - м педагогическом театре вырос яркий и убеждающий спектакль «Винтовка N° 492116».

В один из полков Красной армии поступают «на исправление» четверо беспризорных ребят. Сталкиваются две противоположные дисциплины: жесткая и разумная дисциплина Красной армии и дисциплина беспризорников с ее основным законом кулачного права и «не выдавай своего». Автор пьесы Ал. Крон на протяжении трех действий показывает нам, как развертывается эта глухая, но упорная и долгая борьба. Перелом наступает во втором действии. Старший из беспризорных, доведенный до бешенства тисками дисциплины, не помня себя, ударяет в гонг. Тогда на тревожный сигнал «к газовой обороне!» весь лагерь словно всколыхнулся, и красноармейцы один за другим стремительно бегут по сцене, натягивая противогазы. Зритель ясно чувствует, что беспризорники раздавлены, поражены движением пущенного ими мощного механизма, но остановить ход его они не в силах. В довершение всего их отделенный командир т. Ко - сов получает 2 наряда вне очереди за то, что недостаточно хорошо объяснил своему подчиненному, беспризорнику Ироду, почему в гонг беспричинно нельзя ударять...

У автора была большая опасность сделать пьесу слишком сухой и подменить подлинную дисциплину «козырянием» начальству и ответами «есть, т. командир». А. Крон убедительно показал силу разумной и строгой дисциплины в Красной армии, человеческие и товарищеские отношения между бойцами и командирами. Сцена, когда командир роты приходит к отделенному командиру сообщить ему, что «так надо», чтобы он отбыл два наряда вне очереди, или сцена, когда беспризорники ноют о воле, о раздолье степи, убеждают нас, что автор так же хорошо знает психологию взрослого, как и подростка. К тому же от всей пьесы веет искренностью и правдой, и кажется, что сама жизнь говорит с театральных подмостков.

Пьеса рассчитана на детей и поэтому несколько схематична. Но это ей нисколько не вредит: взрослый зритель смотрит ее с не меньшим напряжением. «Винтовка» убеждает, что Красная армия не только боевая, но воспитывающая организация.

Оформление спектакля народность простое и удачное. Музыка как нельзя лучше способствует усилению общего впечатления. Очень хороши Эйно, командир роты (Доронин), Косок (Зеленков), беспризорники Ирод, Рязань и Ахмет.

Во всей пьесе единственно непонятен Герцог. Что это - просто крупная фигура уголовного мира или скрывающийся под этой маской шпион с политическими заданиями?

А. Крон написал бодрую и сильную пьесу из жизни Красной армии. Товарищи - драматурги, кто следующий?

«Прорыв»

Постановка «Прорыва во 2 - м ГОТОБ'е. - большое событие в истории нашего оперного театра. Наконец - то зритель увидел музыкальное произведение на советский сюжет. Вместо ложно - революционных опер, в роде «Красного мака» или «Сына солнца», он увидел подлинную борьбу деревенской бедноты, Красной армии с кулачеством и белой гвардией во время знаменитого мамонтовского прорыва.

В постановке «Прорыва», однако, в высшей степени показательно следующее: революционный сюжет обескровлен устаревшими традиционными формами, в которые он облечен, а сам белогвардейский лагерь и его представители изображены живее и привлекательнее, чем крестьянская масса и бойцы Красной армии.

Композитор О. Потоцкий, вместо того, чтобы заставить прозвучать дыхание революции в симфонической обработке оперы, разбросался в подражании Бородину, Чайковскому, Мусоргскому, перепевам на новый лад старые оперные арии и хоры. Отсюда, как следствие, хоровые сцены, где действует масса, казались слабыми, и, наоборот, сцены, где действует враждебная нам сила, ярки и жизненны. К тому же традиционные средства музыкального изображения как нельзя лучше передают эту среду.

Режиссера Петровского постигла та же участь: массовые сцены оформлены бледно, зато, например, сцена офицерской пьянки с комическим походом на стульях в Москву режиссерски сделана виртуозно.

Из исполнителей следует отметить Политковского, умело игравшего предисполкома Федора Кленова, и Тимченко, давшего яркий образ белогвардейского офицера.

При всем большом значении постановки «Прорыва» нужно ее признать лишь холостым выстрелом, сигналом к обновлению оперного репертуара. Только тогда, когда революционный сюжет найдет нужную, подлинную революционную музыкальную форму, а режиссер и актеры по - настоящему потрудятся над ее жизненным воплощением, только тогда мы будем иметь настоящий революционный оперный спектакль.

«Свой» («зеленый шум»)

Пьеса Болотова «Свой» поставлена театром автора имени М. Горького. Этот театр передвижной и в своей работе равняется по рабочим клубам с их рабочим зрителем.

Действие разворачивается в семье рабочего - коммуниста. Никакие уговоры родителей, братьев и сестер не действуют на второго сына Павла: он пьет, высокомерно и пренебрежительно относится к домашним, отходит от производства, бросает общественную работу и, наконец, отрывается от комсомола. Только изгнанный из комсомола, заклейменный общественным презрением, выгнанный из дома, он возвращается на производство, а, после 2 - летнего отсутствия с производства домой, как свой, прежний Павел Кропотов - комсомолец.

Болотов своей пьесой «взорвал изнутри» семью, показал во всей неприглядности ее мелочность, замкнутость, ограниченность и огражденность от общественной жизни. Автор утверждает, что современность требует от нас другой общественной ячейки, более крупного масштаба, не семью, связанную кровными узами, а семью - коллектив. Именно только она имеет власть и силу воспитывать и перевоспитывать человека.

Пьеса Болотова затрагивает и ряд других злободневных вопросов быта рабочей молодежи: вопрос брака (взаимоотношение Симы и Павла), сползания в болото мещанства (тип сестры Павла - любит «потрепаться») и мн. др.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены