Впервые люди на штурм Севера отправились в XVI веке.
Представители всех народов порывались рассеять легенды о Северном полюсе, прорезать его льды. Одни шли увлеченные авантюризмом, другие старались разрешить проблему Северного пути, а третьи захватить в свои руки богатства Севера. Шведы, англичане, датчане, норвежцы, русские пробивали путь к полюсу. Но одинаково для всех был непобедим сверкающий льдами заманчивый океан. Целыми столетиями штурмовали его люди без успеха. Не сдавался Север, жестоко наказывая смельчаков, пытавшихся овладеть его богатствами, раскрыть тайну его торосов. Как средневековый замок, окруженный валом, неприступным фортом был полюс, омываемый Северным Полярным морем. И все, кто шел на штурм его фортов, - все эти смельчаки были обречены на гибель. Океан растирал между льдами корабли мореплавателей, мороз превращал человека в окаменелость, голод морил путешественников.
Русские начали плавать по морям Арктики давно. Еще поморы искали новых земель и выходили в Полярное море на зверобойный промысел. Но и к ним Север был безжалостным. Сотни поморов ушли на дно и захлебнулись в остросоленой, как игла, холодной, северной воде.
Деревянные обветренные кресты на вершинах диких островов океана хранят тайну истории российского мореплавания. Их ставили своим товарищам, умершим от цинги, выброшенные на берег поморы.
В прошлом столетии люди шли на Север уже вооруженные знаниями. Однако, до овладения летательной машиной, человек не смог победить океан и открыть полюс.
По странной иронии судьбы, честь открытия Северного полюса досталась не тем, кто лелеял мечту об этом, кто через трупы своих собратьев веками пробивался сквозь ледяные торосы. Не ученый открыл Северный полюс. Впервые над этой точкой земного шара появился американский летчик Бэрд. Спортсмен, рискованный в полетах, Бэрд без серьезной подготовки пересек в 1926 г. полюс на спортивном аэроплане.
Начало изучения Севера в Советском Союзе определяется датой - 15 апреля 1926 года. В этот день ЦИК СССР издал постановление, по которому все земли острова, расположенные в Северном Полярном море, к северу от побережья СССР до Северного полюса, являются территорией Советского Союза. Географически это определяется меридианами в 32°4'35» и 168°49'30» западной долготы. Декрет этот открыл для нас новую эру. До революции русские шли на Север с завоевательными целями. Теперь же, когда исторически сложившиеся обстоятельства сделали прилегающую к нашим берегам часть Полярного моря, советской территорией, - все стремления советских экспедиций направлены исключительно с научной целью. Существующий Институт по изучению Севера уделяет Полярному морю серьезное внимание. И не экспедициями от случая к случаю, как было раньше, а систематическим изучением наших арктических владений занимаются советские ученые.
Современная наука и техника мобилизованы в СССР до пределов и особенно в деле изучения Арктики. Ледокол, аэроплан и радио - вот основные помощники советских ученых. При их помощи проводится на Севере большая научная работа.
Для многих еще не ясно, зачем, мол, нужно изучать Север с его морозами, тратить на это средства и человеческую энергию?
Иностранные полюсоискатели, рискуя быть растертыми льдами, плавали на кораблях. Русские поморы выходили в море на карбасах и шлюпках. Но те и другие гибли сотнями. Север же с его дорогими мехами и зверобойным промыслом «делал» людям деньги. И люди сознательно шли на гибель. Так было раньше.
Теперь нам необходимо овладеть Севером по другим причинам. Развитие авиации и дирижаблестроения разрешает в самое ближайшее время проблему пути, соединяющего Америку и Европу через арктические страны. Путь этот лежит через Северный полюс. Поэтому, естественно, оправдывается и стремление человечества разгадать эту страну, иметь все данные о ней. Кроме того, Север - главное «бюро погоды» для Европы и Азии. По авторитетному заявлению ученых всего мира погоду делает Север. Ежегодное перемещение льдов (кстати сказать, явление еще не изученное), северные туманы и ветры - вот, от чего зависит температура Европы и Азии. Изучив природные явления Севера, мы сможем своевременно знать о надвигающихся морозах, тепле и ветре. А это очень важно в планировании нашей жизни и хозяйства.
Для СССР изучение Севера имеет еще и экономическое значение. Прохождение судов Карской экспедиции, работа Мурманского и Архангельского портов, зверобойные промыслы - все это зависит от погоды, от метеорологических условий. Зная эти условия заранее, мы сможем без всякого риска, в плановом порядке, проводить ту или иную экспедицию.
Не случаю или фантазии изобретателя мы обязаны тому, что имеем самые лучшие в мире ледоколы. Это объясняется хозяйственным развитием нашей страны, начавшимся еще в середине прошлого столетия. Первый ледокол построен у нас кронштадтцем Бритневым в 1864 году. В конце же 90 - х годов прошлого века в России был построен и первый ледокол - колосс «Ермак» с двигателем в 10 тыс. индикаторных лошадиных сил. Построен ледокол по чертежам знатока северных морей С. О. Макарова. С тех пор прошло не мало лет.
На смену прогнившему царизму пришла рабоче-крестьянская власть. Годы разрухи сменились годами реконструкции хозяйства страны. И ледоколы понадобились снова. Но если по мысли Макарова в задачи ледокола входило научное исследование Полярного моря, то у нас, кроме расширения этих задач для ледоколов явилась новая цель - разбудить Север к деловой экономической жизни.
Ледоколы давно уже стали хозяйственной принадлежностью нашей страны. Они дали возможность проводить в зимнее время флотилии судов в Финском заливе и на Дальнем Севере, с их помощью мы пробиваем путь из Европы в Азию и обратно. «Красин», «Малыгин», «Седов» и «Литке» покрыли славой советскую страну. Они одинаково рьяно борются со льдами как в своих славных подвигах за спасение человеческих жизней, так и в повседневной работе, по обслуживанию хозяйства СССР.
Научно - исследовательская работа нашего Института Севера также дала целый список завоеваний при помощи ледоколов.
Ледокол победил Север. Но только наполовину. Ибо нам пришлось испытать немало тревог за судьбу того или иного ледокола, борющегося со льдами Полярного моря. В будущем и этих опасений не будет. На помощь ледоколу явилось радио. В этой области мы пошли значительно дальше других стран. Если сравнить сеть разбросанных на северных окраинах СССР радиостанций с сетью таких же станций других стран, - для каждого будет ясно, что это именно так. Наши полярные станции определяют погоду, передают об этом на ледоколы, и последние, вооруженные картой погоды, могут выбирать свой путь по безопасным местам. Но ледокол и радио в Арктике, также без применения современной авиационной техники, еще не являются полными хозяевами за полярным кругом. Полным победителем Севера будет тот, кто пойдет в полярные страны, вооружившись сочетанием ледокола, радио и аэроплана. В этом отношении наши спасательные экспедиции 1928 г., экспедиции на о. Врангеля и др. являются историческими не только потому, что, пользуясь превосходными техническими средствами, героические команды судов достигли блестящих результатов. Эти походы ледоколов показали нам, какого огромного размаха мы можем достигнуть в нашем хозяйственном строительстве, тесно применяя ледокол, радио и самолет.
Работу ледоколов мы давно узнали. Но когда мы на опыте лет в тяжелейшей обстановке полярных льдов убедились, что поднявшийся над ледоколом самолет, связанный с ним по радио, служит ценнейшим путеводителем во льдах, мы должны напрячь все усилия к развитию авиационных путей на Севере. Ведь это не только расширяет возможности ледокола, когда он вместо того, чтобы без пользы пробиваться, тратить зря уголь, изнашивать корпус и машины, быстро отыщет удобные разводы и расколы во льду и пройдет к намеченной цели. Расширяется и самая сфера применения ледокола, значительно увеличивая радиус его действия. В самый короткий срок ледокол, связанный с самолетом по радио, сможет выполнить задачу, на которую раньше ему же требовалось несколько длинных рейсов с нудными дрейфами во льдах. А быстрота передвижения в Арктике с ее полугодовой полярной ночью - все.
Основных хозяев Арктики насчитывается двое: СССР и САСШ. Остальные государства, если и выходят своими берегами на Север, они не могут претендовать на звание хозяев. При всем их желании плавать и хозяйничать в Северном Полярном море, они не могут. У них нет для этого ни ледоколов, ни радио, ни самолетов. В САСШ тоже нет ледоколов. Зато там очень быстро развивается авиационное обслуживание Севера за полярным кругом.
Последние годы, а особенно месяцы, показали миру, что единственным хозяином Севера и до настоящего времени, в полном смысле этого слова, может быть назван только Советский Союз.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.