Там, где жил Чехов

Вл Лидин| опубликовано в номере №651, июль 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни, - восклицает студент Петя Трофимов, герой пьесы «Вишневый сад». - Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!»

В 1903 году, за год до смерти, Чехов написал свой последний рассказ - «Невеста». В этом рассказе девушка Надя Шумина накануне свадьбы уезжает в Петербург учиться. Она порывает с женихом, которого не любит, отказывается от мещанского благополучия, понимая, что тихое существование означает конец всем ее мечтам.

«О, если бы поскорее наступила эта новая, ясная жизнь, когда можно будет прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым, быть веселым, свободным! А такая жизнь рано или поздно настанет!» Так заканчивается этот последний рассказ Чехова, который является как бы его духовным завещанием: порвать с жизнью бесплодной и бесцельной и создать новую жизнь, светлую и умную.

Именно эта вера в грядущее преображение делает Чехове близким нам. Мы любим и знаем его героев. Нам понятны мечты и трех сестер Прозоровых и несчастливой Сони Серебряковой, мы понимаем глубокую душевную тоску старика-извозчика Ионы, потерявшего сына...

Книги Чехова помогают нам ощутить масштабы достигнутого в великом обновлении нашей жизни.

Для молодого поколения Чехов - один из лучших учителей, источник познания большого искусства, образец гармонического сочетания личности писателя с делом его жизни. Чехов умер сорока четырех лет, когда зачастую писатели только приступают к настоящим книгам. Но и за этот короткий срок он сумел создать целую эпопею жизни русского общества конца XIX и начала XX века. Его глубокое понимание литературы, его поиски самого лучшего в ней определяли и его отношение к появляющимся новым талантам. Он искал эти таланты. Он приветствовал первые рассказы Максима Горького, давая вместе с тем молодому писателю - с величайшей деликатностью и ненавязчивостью - советы. Он читал десятки рукописей, которые присылали начинающие авторы, и с величайшей тщательностью отвечал на все их вопросы. Вся переписка Чехова - образец внимания к людям, сочувствия каждому хорошему начинанию. Общественные дела были так же близки ему, как и дела литературные. Чехов строил школы, хлопотал о больных учителях, создавал санатории, поддерживал все прогрессивные начинания земства, создавал общественную библиотеку в родном городе Таганроге, тратил личные деньги на приобретение для нее книг. Круг вопросов, которые волновали великого писателя, огромен, как огромна и его общественная работа.

В своих отношениях с литераторами Чехов никогда не выделял тех, кто пользовался большим успехом; он уважал всякое дарование вне зависимости от его размеров, всегда находя слово поддержки для тех, кто был слабее, кто сомневался в своих силах... «Объединение молодых писателей не может произойти только оттого, что фамилии их будут напечатаны в одном оглавлении, - излагает он в письме к писателю Баренцевичу свое понимание нравственного облика писателя. - Для объединения нужно кое-что другое; нужны, если не любовь, то хоть уважение друг к другу, взаимное доверие и абсолютная честность в отношениях».

Духовная жизнь каждого из нас была бы неизмеримо беднее, если бы ее не обогащало знакомство с произведениями Пушкина или Лермонтова, Льва Толстого или Чехова.

Молодое поколение ведет зачастую счет своей сознательной жизни от того момента, когда в нее вступили великие спутники, когда труды Ленина, томик Пушкина или томик Чехова стали настольными, когда в этих книгах ощутило оно великую правду, помогающую жить и совершенствоваться.

Своим искусством, пластическим и изящным и в то же время полным страстного призыва сделать жизнь лучше и совершеннее, Чехов глубоко проник а сознание тех поколений, которые поднялись за пятьдесят лет после его смерти.

В пору великой переоценки всех ценностей, в пору, когда создавался новый мир, искусство Чехова закономерно осталось в сокровищнице русской культуры, и наследники с любовью приняли это прекрасное наследство.

Книги Чехова помогают жить. Их лиризм и любовь к человеку близки сознанию советского молодого читателя, и с томиком Чехова в руках благодарный потомок не раз помянет имя писателя, который в эпоху темную и печальную умел писать призывно и возвышенно.

Имя Чехова известно всему миру. Его книги еще при жизни не только покоряли читателей, но и влияли на целое поколение западноевропейских и американских писателей. Чехов наряду с Мопассаном является основоположником того маленького, полного жизненной правды рассказа, который определил разлитие новеллы XX века. Чехов создал новую литературную речь, отличную от прозы девятнадцатого века; его проза лаконична, проста и изящна; музыка его речи а такой же степени определила движение русской литературы, как проза Гоголя и Льва Толстого.

«Время бежит быстро», - писал молодой Чехов, но он обогнал время и подчинил его себе. С каждым годом все более и более время приближает к нам Чехова - он с нами ныне не только на путях нашей советской литературы, но и в нашей повседневной жизни, украшенной тем великим действием и великими делами, приход которых возвещал в своих проникновенных книгах великий русский писатель.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены