В один из июньских дней группа московских юношей и девушек собралась на экскурсию по чеховским местам столицы. Тут и учащиеся ремесленных училищ, и рабочие, и школьницы. Экскурсовод студентка филологического факультета МГУ Маргарита Борисова начала экскурсию кратким вступительным словом:
- Антон Павлович Чехов родился в Таганроге. Однако большую часть жизни писатель провел в Москве. И поэтому наш город занимает немалое место в его творчестве. В Москве происходит действие многих его произведений: «75.000» на Тверском бульваре, «Толстый и тонкий» у Октябрьского вокзала, называвшегося тогда Николаевским. Действие рассказов «Пропащее дело» и «Три года» происходит в Сокольниках, а Трубная площадь, с которой начинается наша экскурсия, вошла в название сценки «В Москве на Трубной площади...»
На Трубной улице «в подвальном этаже дома церкви св. Николая на Грачевке, а котором пахло сыростью и через окна под потолком виднелись одни только пятки прохожих», поселилась семья Чеховых, приехавшая из Таганрога. «В эту-то квартиру и въехал к нам в конце 1879 г. наш брат Антон... приехавший в Москву поступать в университет», - пишет в своих воспоминаниях Михаил Чехов.
Дом этот не сохранился, как не сохранились все убогие здания, примыкавшие вплотную к кинотеатру «Форум». Но уцелел дом Савицкого (сейчас № 23) на той же Грачевке, куда семья Чеховых переехала осенью. Здесь началась литературная деятельность Антона Павловича. Рассказывают, однажды в семье Чеховых готовились и именинам матери. Так как денег на подарок не было, то Антоша сочинил смешной рассказ и на полученный гонорар купил матери именинный пирог. Первый рассказ был подписан «...в.», второй - «Антоша». Это были «Письмо донского помещика Степана Владимировича N к ученому соседу д-ру Фридриху» и «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.7» Обе вещи были напечатаны в журнале «Стрекоза».
Вскоре во многих юмористических журналах замелькали подписи: «Вспыльчивый человек». «Врач без пациентов», «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте». Это были псевдонимы Чехова. В ту пору писал он «наотмашь», по 200 - 300 вещей в год: рассказы, сценки, заметки, рецензии, судебные отчеты, изречения, шарады.
В ту пору Чехов занимался не только литературой: он учился на медицинском факультете Московского университета.
Окончательно решить вопрос, врач или литератор, помогло письмо известного писателя Д. В. Григоровича, автора «Антона Горемыки».
«Вы, я уверен, призваны к тому, чтобы написать несколько превосходных, истинно художественных произведений, - писал Григорович. - Вы совершите великий нравственный грех, если не оправдаете таких ожиданий. Для этого вот что нужно: уважение и таланту, который дается редко. Бросьте срочную работу. Я не знаю ваших средств; если у вас их мало, голодайте лучше, как мы в свое время, поберегите ваши впечатления для труда обдуманного, обделанного, писанного не в один присест, но писанного в счастливые часы внутреннего настроения».
Письмо «поразило меня, как молния, - отвечал Чехов, - Я едва не заплакал, разволновался и теперь чувствую, что оно оставило глубокий след в моей душе. Как Вы приласкали мою молодость...»
«Доселе я относился к своей литературной работе крайне легкомысленно, небрежно, зря. Не помню я ни одного своего рассказа, над которым я работал бы более суток... Вся надежда на будущее. Мне еще только 26 лет. Может быть, успею что-нибудь сделать, хотя время бежит быстрое.
Чехов переменил в Москве ряд квартир. Дом на Садово-Кудринской улице, 6, где он жил одно время, писатель шутливо называл «дом-комод».
«Вверху помещалась столовая я комната для семьи, внизу большой кабинет Антона Павловича, в котором сверху была устроена внутренняя лестница прямо из столовой», - вспоминает друг Чехова, В. А. Гиляровский.
В «доме-комоде» были написаны повесть «Степь», «Скучная история», «Припадок», множество рассказов, а также водевиль «Медведь» и пьесы «Иванов». «Леший».
На этой квартире у Чехова бывали писатели Григорович, Лесков, Короленко, поэт Плещеев, композитор Чайковский, художник Левитан.
Однажды здесь произошел комичный случай с Владимиром Галактионовичем Короленко. Домашние, не узнав его, не хотели сначала пускать. Они приняли Короленко за писателя-самоучку и хотели избавить Антона Павловича от назойливого визитера. Впоследствии Короленко всегда находил себе в этом доме приют, так как ему долгое время был запрещен въезд в Москву и а гостиницах он проживать не мог.
В этом доме сейчас открыт Музей А. П. Чехова.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.