Репортаж «Смены'78» с Московского завода елочных украшений
...Дрожит раскаленный воздух. В сумраке мерцают голубые языки пламени, с ворчанием вырываясь из форсунок. Их таинственный свет выхватывает из темноты чуткие руки мастера. Он быстро вращает над огнем стеклянную трубку. Вот стекло раскалилось и живой массой колышется над огнем, еще секунда промедления – и оно упадет расплавленной каплей, но как по волшебству капля превращается в шар. Опять огонь... неуловимое движение, и... шар превращается в витой конус. Снова огонь обхватывает тонкое стекло, и снова появляется рядом с конусом большой шар...
Нет, мы не в лаборатории средневекового алхимика, а в стеклодувном цехе Московского завода елочных украшений, где в руках замечательных мастеров рождаются хрупкие игрушки.
С незапамятных времен существует праздник новогодней елки. Наши предки-язычники, поклоняясь богу огня – Сварогу, сжигали в его честь ель и просили в новом году удачной охоты, хорошего урожая и исполнения всех желаний. С распространением на Руси христианства языческие обряды стали жестоко притесняться, но люди тайно приносили в свои жилища небольшие елочки. Конечно, в доме елку не сожжешь, а нарядить можно. С тех пор и украшают новогодние елки яркими игрушками.
– Сложным и вредным было раньше производство елочных украшений, – рассказывает художник завода Юрий Борисович Макеев. – «Приготовь амальгаму из сплава свинца, олова и висмута, раствори в ртути, а затем по капельке вдувай амальгаму в тонкостенный шар, который при этом поворачивай...» – так. гласит один из древних рецептов изготовления «серебряного шара».
А сейчас только одна вакуумная установка за пятнадцать минут «серебрит» около пятисот игрушек. Галя Клочкова закрыла герметичный люк с иллюминатором и включила установку. Барабан-кассета с прозрачными игрушками стал медленно вращаться в камере. Как только создастся вакуум, на испаритель, где закреплены кусочки алюминия, автоматически будет подан ток высокого напряжения. Алюминий распадется на мельчайшие частицы и осядет на поверхность изделий тонкой металлической пленкой.
Раньше после каждого Нового года оставались обрывки помятой мишуры, которую делали из металлической фольги. Теперь гирлянды навивают из лавсановой пленки. Ее металлизируют тем же способом, что и стеклянные игрушки, а затем покрывают разноцветными лаками. Гирлянды из лавсана выглядят нарядней, они не мнутся и не теряют блеска.
– А в этом цехе игрушки «одевают», – шутит Юрий Борисович.
Чудно было видеть дедов-морозов без глаз и бровей, без традиционного красного носа. Многих зверюшек трудно было узнать. Да и обычным шарам – красным, голубым, зеленым – еще надо было пройти через руки разрисовщиц, чтобы стать елочными игрушками. Легкое движение кистью, и на шарах появляются то веточка рябины, то брызги искрящихся звезд, то фантастические цветы. Затем Анна Крючкова наносит из «фунтика», как это делают кулинары, украшая кремом свои изделия, совсем невзрачный на вид светосостав. Теперь красивые шары на новогодней елке будут загадочно светиться в темноте.
В цехе разрисовки царит праздничная атмосфера. Кругом искрятся всеми цветами радуги многочисленные игрушки и гирлянды. Кажется, что отсюда праздник Нового года никогда не уходит.
В течение года завод выпускает свыше сорока миллионов игрушек, от самых маленьких – с ноготок, для елок-малюток, до огромных, которые специально создаются на заводе для новогодних праздников во Дворце съездов, Лужниках, на городских площадях. Ежегодно художники разрабатывают более двадцати видов новых изделий, многим из них присвоен государственный Знак качества.
Весь год коллектив завода вкладывает всю свою любовь и мастерство в эти хрупкие изделия, чтобы подарить людям веселье и радость к празднику Нового года.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.