Там, где бродил Дерсу

Вл Иллеш| опубликовано в номере №833, февраль 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

Утро. Солнце превратило в золото заиндевевшие электропровода. Снег, еще только что голубой, стал розовым, будто политый соком лимонника. Мы шли и не переставали здороваться:

– Здравствуйте! С добрым утром!

– Здравствуйте, здравствуйте!

Длинной цепочкой детвора тянулась в школу. Туда же шли и мы.

Василий Ботанеевич Суляйндзига – заведующий учебной частью школы-интерната, недавний выпускник Хабаровского педагогического института, математик и активный комсомолец, – с удовольствием взялся показать нам школьное хозяйство.

– Запишите, пожалуйста: все дети школьного возраста, естественно, учатся. В начальных классах – 88 человек, в старших – 55. Итого – 143 учащихся. Все дети народов Севера находятся на полном государственном обеспечении.

Василий Ботанеевич достал толстую тетрадь, в которой у него записан и ежедневный рацион интернатской столовой и во что обходится государству выдаваемая бесплатно школьная одежда – форменные костюмы и платья, пальто, шапки-ушанки, валенки, белье и т. д. И сколько учебников получено и какие пособия еще залеживаются где-ro на складах в городе...

Уроки в первой смене уже начались, и мы решили осмотреть жилые помещения интерната. Большой бревенчатый дом. Большие окна. Чуть дальше строится такое же здание. Это общежитие учеников.

В коридоре нас встречает одна из воспитательниц интерната, комсомолка Светлана Уза. Светлана пытается быть строго официальной, но это ей, к счастью, не очень удается. Хорошая улыбка озаряет ее лицо: она говорит о малышах, о тех, кто даже еще не «первоклашки», о мальчиках и девочках из «нулевого» класса – есть в этой школе и такой. Хорошо, очень хорошо это придумано. Подготовительный класс позволяет ребятишкам сделать быстрый скачок в новую для них, почти городскую жизнь. А Светлана отлично знает город. Она ведь училась в Хабаровске.

В общежитии все радует глаз: и аккуратно застеленные кровати, и порядок в шкафах, и бытовая комната, где можно постирать платок, пришить воротничок, выгладить брюки.

Мне особенно понравилось то, что здесь не казарменный, а подлинный домашний уют.

– Главное, – голосом лектора сообщает нам Светлана, – это самообслуживание. Трудовые навыки с первых же шагов школьной жизни. У нас в интернате делают все, что возможно, сами. Комсомольцы артели во время воскресника заготовили для школы дрова. А вот накололи и сложили их в поленницы сами школьники. Они же помогают поварам на кухне, моют посуду, разносят по столам обеды, ужины и завтраки. Причем так уж повелось, что старшеклассники без всякого нашего напоминания помогают младшим. Короче, большая дружная семья.

– И многонациональная, – добавляет Василий Ботанеевич.

Математин и тут остался верен себе.

– А ну-ка, подсчитаем. Сколько в нашей школе национальностей? Удэгейцы – раз, нанайцы – два, русские – три, орочи – четыре, эвенки – пять, якуты – шесть, тазы – семь, украинцы – восемь, татары – девять, китайцы – десять.

Десять национальностей под одной крышей. Сероглазый украинец Коля Харчук и черноокий сын леса таз Сережа Пифалун. Тонкий и ловкий китаец Со Ян-ка и толстячок, молчаливый, любитель поесть удэгеец Валя Канчуга. Все они очень разные. (Впрочем, одинаковые люди бывают, пожалуй, только на плакатах Изогиза.) Но очень похожие у них судьбы. Кого из них ни спросишь, кем он хочет быть, – сначала быстро, особенно не задумываясь, отвечает: охотником. Потом доверительно сообщает:

– И шофером, и врачом, и учителем, и летчиком, и...

Словом, всем, кем может стать в наше время человек. И в этом нет ничего необычного: обыкновенные дети, в обыкновенной школе, в обыкновенной Уссурийской тайге.

...Пятый класс. Идет урок истории. Девочка у доски сначала несколько смущена. Потом, взяв себя в руки, бойко рассказывает:

– Готовясь к новому бою, греки построились по родам и племенам. Они были вооружены копьями. В ряды троянцев на колеснице врезался Ахилл. Он копьем поразил Гектора. Как дедушка медведя...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены