— Будущее? Да! А делать его надо сегодня, сейчас!
Это первые слова, которые мы услышали, войдя в кабинет главного инженера управления строительства — шефа талнахской стройки. За столом стоит невысокий плотный человек в кожаной куртке. Рассерженный человек. Взбухли жилы на руке, сжимающей микрофон. Бусинки пота на лысине, на висках, схваченных сединой. Глаза вперились в динамик, словно там видится ему лицо человека, что сидит на другом конце провода и бубнит:
— Еще раз говорю тебе, везти нельзя. Лед не выдержит. Утопишь кран.— Бубнит свое, правильное. Ни на йоту от буквы закона.— Под суд
пойдешь.— И чуть потеплевшим голосом: — Не первый год работаем вместе. Как друг тебе говорю: дождись июля. Наведем понтоны через Норил-ку, тогда и вези.
— Ждать июля не могу. У меня люди в палатках живут. Им дома нужны.
— Последний раз говорю: плохо кончишь.
— А ты меня не пугай. Все равно повезу кран. Немедля.
И, не желая продолжать этот разговор, он резко переключает рычажок на пульте и говорит уже диспетчеру:
— Готовьте треллер, грузите кран. Повезем сегодня. Бульдозеры чтоб на Норилке были.
Только теперь он замечает нас. Выходит из-за стола, протягивает руку.
— Зайдель. Вы по какому делу?
...К вечеру треллер подтянули к Норилке. Остановились. Дорога круто сбегала вниз и дальше уже продолжалась семисотметровым ледовым мостом над темными омутами реки. Густой туман закрывал переправу.
По бокам трассы вспыхнули бочки с мазутом. На фоне пляшущих языков огня обозначились фигуры столпившихся людей. Треллер дрогнул, двинулся.
Лед принял на себя пятидесятитонную махину, напрягся, застонал. Казалось, не выдержит он. Еще мгновение, и прокатится над рекой грохот, разойдутся льдины — и ухнет все к черту.
— Уберите людей на берег.
Кто-то побрел назад. Кто-то шарахнулся в сторону. Остался лишь человек, идущий перед тягачом с фонарем в руке, да трое в хвосте. И среди них Зайдель.
Нет, не остановит его это обидное «пойдешь под суд». Расчет проверен. В него вложены знания и опыт многих лет. Ошибки быть не может.
Но вдруг? Ведь говорят, что и метла раз в год стреляет. Что, если по нелепой случайности кран все-таки уйдет под лед?
Тревожно Зайделю. Так почему же он риск возводит в квадрат — перетаскивает кран ночью? Не лучше ли делать это, дождавшись дня и ясной погоды?
Конечно, работать днем удобнее, привычнее. И каждый был бы рад не торчать всю ночь на ледяном ветру. Но иначе нельзя. Потащи они кран днем — для других переправа будет закрыта. Десятки тонн необходимейших Талнаху грузов — и среди них хлеб—задержатся в пути...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Заметки преподавателя литературы