Таланты вокруг нас

Ирина Лобанова| опубликовано в номере №1386, февраль 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Радость творчества! Не в этом ли сила народного искусства? «Пишу потому, что мне это нравится», — говорит Кулябко. «Пишу потому, что не могу не писать», — говорят художники-профессионалы. Такие ли уж это разные формулы? Я оглядываюсь на купола Василия Блаженного, вспоминаю Палех. прикладное народное творчество. Радость — вот что их объединяет. А работы Селиванова и Леонова? В них та же радость и удивление перед красотой. которой художник заражает зрителя.

— Ну, как выставка? Понравилась? — спрашивает меня директор Долотов.

— Удивительная, — отвечаю я. — Но что будет с картинами потом?

— Они составляют неприкосновенный фонд университета. Этот фонд дает нам возможность делать выставки такие обширные, как в Подольске. Подлинные работы Селиванова и Леонова были засняты в художественном фильме «Серафим Полубес и другие жители земли». Сам образ Серафима Полубеса, художника-самородка, хотя и собирательный образ, списан в основном с Селиванова. Художник стал прототипом героя фильма.

Федор Ильич Ткачев был студентом режиссерского отделения университета, потом ездил по стране, ставил спектакли в клубах. Один из них завоевал диплом на конкурсе художественной самодеятельности, после этого его и пригласили в университет педагогом на отделение художественного чтения. Он показал мне письма учащихся, присланные с острова Диксон и Камчатки, из глухой сибирской деревни, Ташкента, Тбилиси...

— Понимаете, — говорит он, — чем отличается наш университет от других учебных заведений? В нем учатся по индивидуальному плану, сообразно наклонностям и способностям ученика. У нас учатся даже студенты института культуры. Студенты художественных вузов также занимаются на отделении изобразительного искусства. А почему? Они могут получить подробный разбор их учебных работ.

— Заметьте, — поддерживает его Ярослав Марковский, методист факультета фото и кино, — не критический разбор, а разбор-консультацию, где тут же предлагаются средства для исправления ошибок. Наши педагоги не только очень квалифицированны (сам он окончил МГУ, факультет журналистики, работал в АПН), они обладают особой выдержкой, педагогической гибкостью, умеют понять наклонности студента, разобраться и в его духовном мире.

— Думаете, легко обучить пожилого человека? — продолжает Ткачев. — Он имеет уже сложившиеся привычки, а иногда и просто упрямый характер, вот и ищешь форму, в которой исподволь все же убеждаешь его в правильности нашего совета. А на это надо терпение.

Читаю письма. Тон их доверителен. А много ли в нашей жизни доверительных бесед? В институте, школе учителю порой некогда вникать в детали. Прочитал лекцию, рассказал урок, потом потребовал пересказа. Понял ученик, выучил урок — ставится одна оценка, не понял или не выучил — другая.

— У нас оценки не ставятся — говорит Ткачев, — это еще одна особенность университета. Хочет студент — учится, бросил учебу — никто не заставляет ее продолжать. Они ведь еще и деньги платят за свое обучение. Правда, небольшие, в среднем 37 рублей в год. Мы высылаем им пособия и книги, которые достать трудно.

Это самая сознательная система — система самообразования, — включился в беседу Геннадий Павлович Самолихин, заведующий изобразительным факультетом. — « Научить нельзя — научиться можно». У нас не только индивидуальная программа для каждого, но часто студента передают от одного учителя другому, выискивая нужный профиль обучения, лучше подходящий учащемуся.

— Самообразование — мощная воспитательная сила, — продолжает Ткачев. — Я бы открыл в нашем университете еще курс этикета и общения с людьми, чему вообще нигде не обучают, а это так необходимо в жизни! Сейчас мы думаем над этой проблемой и разослали анкеты с вопросами: чему еще хотели бы обучаться наши студенты? Многие из них переходят с отделения на отделение, лишь бы подольше продолжать учебу. А после окончания университета долго еще нам пишут.

Беру пачку писем. В это время открывается дверь, и входит круглолицая девушка с букетиком красных гвоздик. Она приехала из подмосковного города на первую встречу со своим педагогом Ольгой Александровной. Учится она на отделении художественного чтения около года, по специальности техник-строитель. Все это выяснится позже, сейчас я читаю письма.

«Обучение в университете научило меня работать над собой, объективно оценивать происходящие события...» «Главное — я очень благодарна вам за постоянно доброжелательный, поддерживающий и ободряющий тон ваших консультаций...» «Особенно понравились задания по этюдной работе. Они, на мой взгляд, представляют наибольшую сложность, ибо здесь необходимо проявить юмор, большую творческую фантазию. Мне кажется, надо удлинить срок обучения и ввести еще несколько заданий по сочинению этюдов...» «Учебный процесс меня вполне устраивает. Я, хоть и заочно, познакомилась не только с прекрасным педагогом, но и хорошим человеком. И надеюсь, что все-таки как-нибудь вырвусь в Москву, и мы с вами встретимся...»

На улицу мы вышли с Ярославом Марковским. Он предложил показать фотоработы учащихся факультета. Готовится выставка к 40-летию Победы. Факультет молодой, ему только шесть лет. но работы студентов уже завоевали международные призы в Испании, Болгарии, Чехословакии. Ярослав рассказывал мне о направлениях, которые существуют сейчас в фотографии: универсализм, репортажность, реалистический романтизм...

— В фотографии деление на профессионалов и любителей неверно, — говорит он. — Это идет от непонимания специфики фотографии (разумеется, здесь не в счет тот, кто просто не знает техники фото). В фотографии все решает личность. Поэтому в нашем деле личность педагога, воспитывающего ученика, самое главное.

Ярослав молод. Но такую же молодую увлеченность я видела в глазах и пожилых педагогов, и студентов. Поистине молод тот, кто вечно в поиске совершенства. И как жаль тех, кто убивает свое время впустую. Шататься по подворотням с бутылкой портвейна или часами дуться в домино — значит не ценить те короткие часы, которые отведены человеку жизнью. Ведь человек — это написано в учебнике по физике для школьников — не проживает на земле и миллиарда секунд. Хорошо, если он употребит свободное время на" совершенство своей души. Любовь к прекрасному — пусть это будет резьба по дереву, игра на гитаре, съемки фильма — воспитывает в человеке личность. Свободное время Маркс определял как «богатство социалистического общества». И нельзя, чтобы это богатство разбазаривалось попусту.

Вспоминаю слова Кулябко: «Живопись? Она не мешает, а помогает работе. Я как будто родилась второй раз!»

Когда я дописывала эти строчки, раздался телефонный звонок. Звонили из университета: «Приезжайте. На ВДНХ в павильоне советской культуры выступают наши музыканты!..»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Казачье племя

Так это было на войне

Веселое серьезное кино

Почему мы так любим музыкальные фильмы? Только ли за музыку и песни?