Так сделано, что хочется купить

Элла Аграновская| опубликовано в номере №1369, июнь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Высокий вкус, добротность, изящество – эти качества, присущие изделиям таллинского объединения мастеров народных художественных промыслов, по достоинству оцениваются молодыми покупателями.

Некогда одной из центральных в старом Таллине была улица Пикк, что в переводе с эстонского означает «длинная». Плотно забитая торговыми рядами, она вела через Морские ворота в порт и потому всегда была оживленной и многолюдной.

Шли годы, город разрастался, но не потеряла своей привлекательности древняя улочка. И не случайно именно на Пикк, в доме № 9, расположился самый крупный фирменный магазин объединения мастеров народных художественных промыслов «Уку».

Само название «Уку» символично: по эстонской мифологии, Уку – покровитель домашнего очага. И изделия, сотворенные народными умельцами, действительно напоминают о домашнем уюте. Забываются давние обычаи, уходят в прошлое величальные песни и ритуальные рукавички, но возьмешь в руки изящные украшения – и оживает дух столетий...

В старину эстонские крестьяне вязали шерстяные варежки не только для защиты от холода. По народному поверью, еще больше берегли они «от дурного глаза». Подаренные варежки сулили расположение, удачу, благополучие. Поэтому особенно в большом количестве вязали варежки к свадьбам. В некоторых местах Эстонии, например, в бывшем Сетумаа, за свадебным столом жених должен был сидеть в варежках, подаренных невестой в день сватовства. А на острове Сааремаа пиво считалось настоящим свадебным, если его варили в красных варежках... Все подобные ритуалы трудно и перечислить, настолько их много, не говоря уже о том, что женщина-крестьянка просто не могла себе представить торжественный выход из дома без самых нарядных своих перчаток. Вот и сегодня гости Таллина обязательно увозят с собой эстонский сувенир – украшенные национальным узором варежки или перчатки, сделанные мастерицами из «Уку».

Но варежки – лишь мизерная часть того, что предлагает объединение покупателям. Клетчатые ковры и одеяла, когда-то распространенные лишь на юге и островах Эстонии, полосатые дорожки и покрывала, без которых немыслим быт ушедших лет, одежда, расшитая радужными узорами... Особенно знамениты изделия вышивальщиц с острова Муху. Очарование мухуской вышивке придает умение мастериц сочетать, казалось бы, несовместимые цвета. Стоит увидеть мухускую юбку, на которой непривычное сочетание смотрится удивительно гармонично, как немедленно хочется пополнить ею свой гардероб. Но одной юбки, конечно, недостаточно – к ней необходимы кофта или жилет, чулки, сумочка, а может, даже суконные туфли-пятид, украшенные знаменитым мухуским орнаментом. Или шарф, углы которого обрамлены изящными кистями или обшиты тесьмой. В древние времена широкое покрывало, позднее модифицированное в шарф, прикалывали спереди на плечах металлическими пряжками – оно подчеркивало достоинство крестьянки, солидность поведения, достаток в доме. Для завоевателя-мародера такое наплечное покрывало в начале ХIII века считалось очень ценной добычей. А вот сейчас «добыть» его совсем несложно – для этого нужно лишь заглянуть в любой из фирменных магазинов объединения «Уку». Но если вас привлекает не толстый и теплый шарф, а ажурный, напоминающий воздушную морскую пену знаменитый хаапсалуский платок, который легко продевается сквозь обручальное кольцо, будьте уверены: «Уку» позаботилось и об этом. Рассматривая знаменитые пивные кружки, кухонную утварь, медную посуду, украшения из металла, изделия из кожи, с трудом веришь в то, что сделаны они нашими современниками. С трудом веришь в то, что у них вообще есть автор, ибо возникает впечатление, будто достались эти изделия по наследству, от далеких эстонских предков. И все-таки автор есть. И не один, а множество. Ведь в «Уку», как в любом производстве, своя, четко налаженная система. В основе ее надомный труд. На 16 участках, разбросанных по всей республике, работают свыше 1400 надомниц, из них около 200 трудятся со дня образования объединения. В отличие от других предприятий здесь могут работать все умельцы – независимо от основной профессии. Совместителей в «Уку» около 1000 человек. Объединение обеспечивает работников материалами, инструментами, оборудованием – словом, делает все, чтобы не иссяк родник народного творчества. И потому особую надежду возлагает на молодых. С начинающими мастерами занимаются профессионалы, не случайно при учебно-производственном комбинате Калининского района Таллина открыт класс ручного вязания и вышивки. Очень часто мастерство передается по наследству, примером тому – семья Стернфельдт из Таллина. Отец, мать и сын создают великолепные украшения из металла. Кстати, именно эта семья «обеспечила» буквально всеми металлическими украшениями героев фильма «Король Лир», выполнив специальный заказ киностудии «Ленфильм».

Прекрасно смотрятся бусы, цепи, подвески, обручи из металла на современной одежде, и праздничной и деловой. А как великолепно дополняют они национальные костюмы, в которые одеты участники знаменитых эстонских певческих праздников! И поэтому ни один из традиционных таких праздников опять-таки не может обойтись без мастеров «Уку».

...Предельно просто сервировался праздничный стол эстонского крестьянина. Лишь деревянные пивные кружки и дощатая утварь подчеркивали его торжественность. Сегодня подобную посуду изготовляет Мейнхард Алт из города Кингисеппа, что на острове Сааремаа. Мастер украшает кружки легкой резьбой и выжженным орнаментом, используя фольклорные мотивы. И гости республики вместе с национальными сувенирами увозят благодарную память об авторе, который вдохнул в свои творения душу...

Таких мастеров в «Уку» сегодня много. И не случайно с каждым годом возрастает спрос на изделия объединения. Гармонично сочетая традиции народного искусства с современной модой, оно воспитывает у покупателей эстетический вкус, приобщает их к творчеству.

«Уку» – восемнадцать лет. Возраст сравнительно небольшой. Но это пора совершеннолетия, когда можно говорить и о творческой зрелости и о способности сохранить молодость древнего ремесла.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Наедине с собой

Владислав Дворжецкий