Первые дни на Главном Туркменском канале были, пожалуй, самыми трудными днями в моей жизни. Суровые морозы и ветер, холодный, пронизывающий до костей ветер, несущий куски твёрдого, смешанного с песком снежного наста.
И помню, кто - то, оттирая руки снегом, раздражённо сказал:
- Да тут город построить - что орешек с железной скорлупкой раскусить...
Вспомнился мне тогда Волго - Дон. Я приехал туда, когда только начинались работы. По широким донским степям ходили и ездили геологи, топографы, проектировщики. Мерили степи. Что - то прикидывали. Говорили:
- Быть здесь морю!... А вот здесь, чуток подальше, встанет лес, и будет в этом лесу стоять город.
Вот так же и здесь, в пустыне Кара - Кумы, мы построили город. Строили зимой в лютые морозы, строили летом в семидесятиградусную жару. И сейчас в пустыне невдалеке от Аму - Дарьи стоит самый юный в мире город - Тахиа - Таш.
В пустыню ушли изыскатели, геологи, топографы. Они ведут сейчас изыскания. Что - то намечают, что - то прикидывают. И точно так же, как тогда, говорят:
- Здесь будут шуметь сады... Здесь раскинутся плантации хлопка и риса... Здесь будет стоять город - город Тахиа - Таш.
Он встал на леске с чертежей изыскателей и проектировщиков. Встал благодаря большому труду строителей.
Зримы сейчас в пустыне зелёные рощи, сады, плантации хлопка и риса, города.
Они уже облечены в плоть планов и цифр проектировщиками и строителями.
Пройдёт ещё несколько лет, и по кружеву голубых каналов мимо зелёных рощ и садов, мимо больших белокаменных городов, которых пока ещё нет на географической карте, через всю пустыню поплывут первые пароходы из Тахиа - Таша в Красноводск, в Каспийское море, в Москву.
Так будет!
Так будет потому, что так сказала наша партия, наш Сталин.
Так будет потому, что это цель, ради которой стоит жить, отдавая все свои силы. Так думает каждый строитель.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
На обсуждение читателей журнала «Смена»