Первые дни на Главном Туркменском канале были, пожалуй, самыми трудными днями в моей жизни. Суровые морозы и ветер, холодный, пронизывающий до костей ветер, несущий куски твёрдого, смешанного с песком снежного наста.
И помню, кто - то, оттирая руки снегом, раздражённо сказал:
- Да тут город построить - что орешек с железной скорлупкой раскусить...
Вспомнился мне тогда Волго - Дон. Я приехал туда, когда только начинались работы. По широким донским степям ходили и ездили геологи, топографы, проектировщики. Мерили степи. Что - то прикидывали. Говорили:
- Быть здесь морю!... А вот здесь, чуток подальше, встанет лес, и будет в этом лесу стоять город.
Вот так же и здесь, в пустыне Кара - Кумы, мы построили город. Строили зимой в лютые морозы, строили летом в семидесятиградусную жару. И сейчас в пустыне невдалеке от Аму - Дарьи стоит самый юный в мире город - Тахиа - Таш.
В пустыню ушли изыскатели, геологи, топографы. Они ведут сейчас изыскания. Что - то намечают, что - то прикидывают. И точно так же, как тогда, говорят:
- Здесь будут шуметь сады... Здесь раскинутся плантации хлопка и риса... Здесь будет стоять город - город Тахиа - Таш.
Он встал на леске с чертежей изыскателей и проектировщиков. Встал благодаря большому труду строителей.
Зримы сейчас в пустыне зелёные рощи, сады, плантации хлопка и риса, города.
Они уже облечены в плоть планов и цифр проектировщиками и строителями.
Пройдёт ещё несколько лет, и по кружеву голубых каналов мимо зелёных рощ и садов, мимо больших белокаменных городов, которых пока ещё нет на географической карте, через всю пустыню поплывут первые пароходы из Тахиа - Таша в Красноводск, в Каспийское море, в Москву.
Так будет!
Так будет потому, что так сказала наша партия, наш Сталин.
Так будет потому, что это цель, ради которой стоит жить, отдавая все свои силы. Так думает каждый строитель.
Во 2-м номере читайте о величайшем русском враче Сергее Петровиче Боткине, об удивительной судьбе государственного и военного деятеля Михаила Семеновича Воронцова, о жизни и творчестве писателя Ильи Григорьевича Эренбурга, окончание детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.