Тайна "Цицерона"

В Гиленсен| опубликовано в номере №874, октябрь 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Случайное стечение обстоятельств благоприятствовало реализации этого плана «УСС».

— Послушайте, Зайлер,— обратился Мойзиш к своему приятелю, пресс-атташе немецкого посольства в Анкаре,— у меня к вам большая просьба. Я просто падаю с ног. Мне необходим секретарь. Берлин согласен, но я не хочу, чтобы мне прислали соглядатая, который о каждом моем шаге будет сообщать Мюллеру*. Найдите в Софии — вы ведь туда едете — приличную девушку из хорошей семьи. Там ведь большая немецкая колония. А потом я постараюсь, чтобы мой шеф помог утвердить ее кандидатуру в Берлине. Он сам не очень-то долюбливает Мюллера, этого протеже Кальтенбруннера. А Гиммлер любит Шелленберга и не переносит этих интриганов.

_______

*Обергруппенфюрер СС Мюллер — начальник Главного управления гестапо

Через несколько дней после этого разговора Мойзиш и Зайлер встречали Корнелию Капп на Анкарском вокзале. Мойзиш писал потом в своей книге «Операция «Цицерон», что его неприятно поразила неряшливая внешность девушки и ее малоинтеллектуальное лицо. Мойзиш не назвал ее подлинной фамилии и имени (когда он писал книгу, он не знал подлинной роли Корнелии). Эсэсовец так и остался в твердой уверенности, что Корнелия была туповатая, истеричная девушка, хотя скоро к ней и вернулась элегантная внешность, покорившая Зайлера в Софии и утраченная за время пути.

Но это было далеко не так.

Каждый день Корнелия встречалась со своим другом — работником «УСС» — на конспиративной квартире американской разведки в Анкаре и сообщала собранные ею сведения.

— Милый, моим силам, кажется, скоро конец. Я все время в страшном напряжении. Мне все время чудится, что Мойзиш за мной следит. Правда, он думает, что я дура. Я играю роль истерички — так легче можно скрыть нервные срывы. Они все чаще... Как только Мойзиш уходит, я открываю его сейф ключом, который вы мне сделали по слепку...

— Сегодня ночью к Мойзишу приходил в посольство какой-то человек. Но он не проходил через вход... Наверно, он проник через сад... Я притаилась в темноте... Они прошли мимо, но все-таки я не рассмотрела его лица. Он небольшого роста и, во всяком случае, не англичанин...

— Я знаю теперь, кто такой «Цицерон». Он камердинер британского посла... Кроме того, я скопировала шифр, которым пользуется фон Па-пен... Но больше я не могу...

— Теперь, Корнелия, ты можешь уехать... Попроси отпуск для поездки к отцу на пасху... Скоро ты будешь в Штатах!

Корнелия исчезла 6 апреля 1944 года. В этот день она должна была уехать в отпуск к отцу (он тогда служил уже в Будапеште). Мойзиш тщетно ожидал ее с билетами на вокзале. Когда, обеспокоенный, он поехал к ней домой, служанка сообщила, что хозяйка уехала еще утром, собрав все вещи...

В эти часы Корнелия Капп была уже на конспиративной квартире американской разведки. Через несколько дней она на самолете была отправлена в Каир, где представители «УСС» «предъявили» ее как живого свидетеля английской контрразведке. Она вновь подробно рассказала все еще не желавшим верить англичанам, как у них под носом безнаказанно действовал гитлеровский шпион. Затем ей, насколько возможно, изменили внешность (коротко остригли и окрасили в черный цвет волосы, одели в военную форму). Тогда она вновь вернулась в Анкару, где и провела некоторое время до отъезда в США. Это было ее единственным вознаграждением за полную смертельного риска работу.

Эпилог

«Цицерон» — Ильяс Базна — сумел исчезнуть до того, как англичане узнали о его шпионской деятельности. Посол еще ничего не знал о второй жизни слуги, и кавас, коварный и лицемерный кавас, сумел получить согласие сэра Хью на увольнение под предлогом тяжелых обстоятельств семьи, страдающей от разлуки с мужем и отцом. Но шпионская афера не принесла ему богатства. Его торжество было минутным. Английские банкноты, которыми ему платили за предательство, оказались фальшивыми. Их тайно изготовляли заключенные в одном из концлагерей Германии. По замыслу организаторов этой «операции» — Гиммлера и Кальтенбруннера,— фальшивые деньги должны были содействовать подрыву английских финансов.

Когда после войны все стало известно, Ильяс Базна, будучи уже богатым дельцом, совершенно разорился и ныне промышляет мелкой торговлей в Стамбуле. В 1954 году он обратился со специальным письмом к канцлеру ФРГ Конраду Аденауэру. Исходя из того, что правительство ФРГ является правопреемником гитлеровского правительства, и ссылаясь на свои заслуги перед рейхом, отставной шпион просил компенсировать его убытки, связанные с получением за «добросовестную работу» фальшивых денег.

Однако просьба была оставлена «без решения».

Английское правительство долго замалчивало скандал, связанный с утратой важнейших государственных тайн. Об этих фактах ряд лет ничего не сообщалось. Сэр Хью осенью 1944 года был без шума переведен на службу в Брюссель, а затем уволен в отставку. Только в 1950 году все основные обстоятельства дела были преданы гласности, да и то вынужденно: 18 октября 1950 года член палаты общин Шеперд обратился с официальным запросом к тогдашнему министру иностранных дел Бевину, прося разъяснения, «были ли в период войны случаи кражи важных секретных документов, в частности относительно операции «Оверлорд», в британском посольстве в Анкаре, произведено ли расследование и что предпринято для предотвращения повторения таких случаев в дальнейшем?»

В своем ответе Бевин указал:

«В королевском посольстве в Анкаре во время войны случаев кражи таких документов не было. Однако расследование дела показало, что слуге посла удалось сфотографировать большое количество секретных документов и продать снимки немцам. Он не был бы в состоянии это сделать, если бы посол соблюдал инструкции о порядке хранения секретных документов...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены