В 1939 году после захвата фашистской Германией ряда западноевропейских государств Гитлеру уже казались тесными просторы от Ламанша до Урала. Глядя на имперскую эмблему – орла со свастикой, Гитлер указал: «Это надо изменить. Орел будет повелевать земным шаром. Вершина купола – памятника победы должна завершаться орлом со свастикой на земном шаре».
Одновременно Гитлер приказал срочно начать заготовки гранита и мрамора. Из Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии пошли непрерывным потоком к приемным пунктам блоки, назначение которых никому не было известно.
Центральная часть комплекса – «Купелл Халле» – мыслилась как гигантское сооружение, перед которым бледнели бы египетские пирамиды, библейская вавилонская башня, «Эмпайр Стейтс билдинг» и прочие чудеса строительства.
Величайший из дотоле известных залов собраний должен был вмещать до 180 тысяч слушателей. Это здание должно было стать таким же местом паломничества, как собор Святого Петра в Риме. Без культовой подоплеки, считал А. Шпеер, назначение его было бы бессмысленно и непонятно. Диаметр круглого внешнего объема зала имел 250 метров, высота – 290 метров.
Особенно броско был задуман внешний вид купольного здания. Холм купола покоился как бы на пьедестале – квадратной каменной глыбе из серого гранита, ширина которого составляла 314 метров, а высота – 74. Объем сооружения достигал 21 миллиона кубометров. Чтобы убедиться в правильности расчета глубины осадки, были изготовлены макеты и специальный образец для испытаний. Он является единственным оставшимся документом этого сооружения, не считая чертежей и фотографий макета.
Грандиозной задумана была и резиденция Гитлера. соединявшаяся с купольным залом специальной галереей. Новую резиденцию Гитлера можно было бы сравнить лишь с легендарным дворцом Нерона – «Золотым Домом», занимавшим более одного миллиона квадратных метров. А дворец бесноватого фюрера вместе с садом достигал двух миллионов квадратных метров.
Гитлер запретил подсчитывать стоимость этого комплекса:
– Никаких смет! Деньги на эти работы мы получим от плутократии Англии и Франции. На нас будут работать славяне, греки, прибалты – все эти неарийские народы, которых мы запряжем в германское ярмо.
Когда Альберта Шпеера переместили из комфортабельных апартаментов в Нюрнбергский дом юстиции, он счел нужным рассказать суду о черных планах Гитлера, который вверг народы Европы, в том числе и немецкий, в пучину невероятных страданий. Однако он не решился рассказать, как задолго до нападения на Советский Союз Гитлер уже готовил памятник победы над миром.
Шпеер избежал виселицы. И, отбыв 20 лет заключения по приговору суда народов, он издал мемуары, где раскрыл тайну несбывшейся мечты фашистов...
...Но вернемся в Берлин конца сороковых годов. Несколько лет трудились тысячи мастеров над созданием памятника нашим воинам в Трептов-парке.
8 мая 1949 года состоялось его торжественное открытие. Вскоре был открыт и мемориал в Панкове.
Незабываемы памятники советским воинам в Берлине. Стоя в центре Европы, они будут вечно напоминать народам мира, кем и какой ценой была завоевана победа во второй мировой войне. Они будут рассказывать грядущим поколениям, какие жертвы принес Советский Союз, чтобы освободить народы от тирании фашизма.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.