На мое предложение немедленно выехать на место новый знакомый без колебаний согласился, но настоял, чтобы его переодели в нашу армейскую форму. После наспех проглоченного обеда мы тронулись в путь.
Вскоре Берлин остался позади. Когда мы съехали с автострады на проселочную дорогу, мой спутник начал заметно нервничать. Только к закату солнца на горизонте наконец начали вырисовываться очертания леса и контуры каких-то строений. Чем ближе мы подъезжали к ним, тем спокойнее становился мой спутник.
– Это здесь! – воскликнул он ликующим голосом и попросил свернуть на заросшую травой дорогу.
Трудно передать то чувство, которое я испытал, когда мы добрались к нужному месту. Даже предупрежденный об огромных количествах гранита, я был все же ошеломлен тем, что увидел.
Огромные штабеля аккуратно сложенных блоков тянулись, казалось, к самому небу. Горы гранита. Блоки разных расцветок, величины и конфигурации, и все – под своими индексами и пятизначными номерами. Величественное, безмолвное царство гранитных глыб.
Долго я колесил по этим затененным лабиринтам, не веря, что все несчетное богатство оказалось у нас в руках в самый горячий период работ.
В обратный путь направились, когда совсем стемнело. Занятые каждый своими мыслями, мы ехали, не проронив ни слова.
Первым нарушил молчание мой спутник. У опушки леса он попросил остановить машину, вышел на дорогу и направился к деревьям.
Шло время, а он все не возвращался. Долго я мигал светом, сигналил, бродил по опушке, аукал, но в ответ слышал только далекое эхо и таинственный шепот леса. Только тут я спохватился, что не знаю ни имени, ни фамилии моего знакомого. Я надеялся, что он еще придет. Но больше мы его никогда не видели.
Итак, нужный для строительства гранит и мрамор были. А для каких целей сосредоточивалось такое огромное количество обработанного камня, что хотели гитлеровцы строить из него, узнать нам не удалось.
Мы не могли тогда и подумать, что это тот самый гранит, о котором еще в августе 1943 года писал в одной из листовок Всеволод Вишневский. Обращаясь к немецким солдатам, он предлагал использовать этот заготовленный в Швеции гранит для памятников тем храбрым немцам-антифашистам, которые выступят против Гитлера.
Не могли мы тогда знать, что прикоснулись к тщательно охраняемой тайне третьего рейха.
Много лет ушло на разгадку тайны гранитного клада. Я нашел ответ только в 70-х годах, когда на Западе вышла книга мемуаров Альберта Шпеера, любимчика фюрера, военного преступника, приговоренного Нюрнбергским судом к 20 годам тюремного заключения.
Одержимый манией величия, Гитлер давно задумал увековечить военный триумф фашистской Германии, «призванной», как он полагал, править всем миром. Символ, олицетворяющий эту идею, Гитлер обдумывал многие годы. Он сделал множество причудливых рисунков огромнейшего памятника победы нацизма и посвятил в свою идею лишь самых верных своих приспешников, продемонстрировав им свои наброски.
Незадолго перед войной Гитлер решил, что время пришло. Он приказывает создать проект будущего монументального сооружения, которое предполагалось построить в центре столицы Германии.
Памятник мыслился в виде комплекса строений, обрамляющих будущий Адольфгитлерплац: резиденции Гитлера, верховного командования вермахта, рейхсканцелярии, канцелярии партии, рейхстага и других апартаментов. Главной, венчающей частью этого ансамбля должно было стать купольное здание («Купелл Халле») – величайшее из дотоле построенных зданий в мире. На вершине его должен был парить громадный орел, опирающийся на фашистскую свастику.
Опьяненный легкими победами внутри страны, Гитлер был уверен в своих последующих успехах на мировой арене. Еще до начала второй мировой войны в глубочайшей тайне он уже разрабатывал планы прославления своего триумфа.
Осуществить эту идею он поручил личному архитектору Альберту Шпееру, который в 28 лет стал гроссархитектором третьего рейха.
По наброскам Гитлера 20 апреля 1937 года Шпеер представил первые эскизы и модели главных монументов купольного зала и план будущего ансамбля. Гитлер остался очень доволен проектом, особенно той его частью, которая олицетворяла его могущество.
За два с лишним года были разработаны рабочие чертежи и трехметровые макеты.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.