Квант – наименьшее количество, частица. «Квант» – студенческий строительный отряд, один из тридцати харьковских отрядов, которые летом нынешнего года И I работали на Тюмень – Сургут. Студенты укладывали железнодорожное полотно, строили школу, столовую, поликлинику...
«Квант» участвовал в сооружении моста через Юганскую Обь – протоку Оби. Работали ребята горячо и споро, стараясь ни в чем не уступать опытным строителям.
Мне у «Кванта» понравилось все: «Уголок по технике безопасности» – о том, чего и почему нельзя делать, рассказывают не скучные плакаты, а симпатичные юмористические рисунки Гены Широкова; и медпункт «Кванта» – «Ой-болит!». Приложение к «Уголку по технике безопасности» – хорош; и изолятор «Сон – лучшее лекарство» – тоже очень понравился, особенно тем, что пустовал все дни...
И я решил: чем самому рассказывать о «Кванте», лучше пусть он сам расскажет о себе.
Мною были опрошены 16 студентов радиотехнического факультета Харьковского авиационного института,
1 повар столовой ХАИ, 1 студентка политехнического института, 1 студент медицинского института и 4 бывших студента (1 инженер-экономист, 1 старший инженер проблемной лаборатории ХАИ, 1 учитель физвоспитания средней школы, 1 кандидат технических наук из Института радиофизики и электроники АН УССР). Впрочем, здесь не было студентов – ни бывших, ни нынешних. Вот уже в течение месяца все 23 опрошенных (из 65) – бойцы, командир, комиссар, врач, завхоз отряда «Квант»...
Возраст: от 19 до 23 лет – 17 человек, до 30 – 4, свыше 30 – 2.
10 – впервые в ССО, 8 приехали во второй раз, 3 – в третий, 1 – в четвертый и 1 – в пятый раз.
«Для чего нужны ССО!» Получив ответы на свой первый вопрос, я пришел к выводу, что:
«Квант» умеет обобщать («Студенческие строительные отряды помогают стране на том участке, где эта помощь более всего нужна: лепят характер человека, учат его жизни, готовят к будущему» – Владимир Никитин, командир «Кванта», 21 год).
«Квант» умеет конкретизировать («Студенческие отряды Украины немало сделали для подшефной Тюмени» – Анелия Опивалова, повариха, 26 лет).
«Квант» умеет говорить лаконично («Стране – помощь, студенту – школа жизни» – Геннадий Шарков, боец, 20 лет).
«Кванту» не чужда патетика («Первые трудовые мозоли у восьми из десяти студентов» – Георгий Коржов, боец, 25 лет).
«Квант» не прочь пофилософствовать («Студент познает себя» – Николай Степаненко, комиссар «Кванта», 23 года; «Человеку полезно время от времени переключаться с умственной работы на физическую» – Геннадий Алдабаев, боец, 19 лет; «ССО приносит чувство удовлетворения: ты занят не абстрактным трудом, ты знаешь, уверен, что твой конкретный труд нужен людям» – Александр Курилко, врач, 23 года).
«Квант» знает цену деньгам («ССО – это еще и материальный стимул» – Людмила Борисова, повариха, 22 года; «Материальная поддержка студенту – это ведь тоже очень важно» – уже знакомый вам Геннадий Алдабаев).
«Квант» знает цену себе («Без нас здесь было бы очень трудно» – Валерий Гагауз, боец, 20 лет). Только не сочтите «Кванта» хвастунишкой. В 1970 году «Квант» вернулся в Харьков, ходил в институт и в течение трех месяцев одновременно, так сказать, без отрыва от учебы работал в Тюменской тайге. Вы, наверное, уже догадались, что за два месяца «Квант» выполнил пятимесячный план.
«Квант» – это 65 человек, сплоченных воедино, но все-таки 65 разных, непохожих друг на друга людей. Я должен познакомить вас хотя бы с одним из них.
...Прораб мостостроителей, которые работают рядом с «Квантом», называет его Владимиром Ефимовичем. К «Ефимовичу» Никитин еще не привык, в отряде все своего командира Володей называют. Да и как вы прикажете называть его, если ему только здесь – на Юганской Оби – исполнился 21 год?
Но, в общем-то, и прораб по-своему прав. Можно и в 40 лет инфантильным мальчишкой оставаться, а можно и в 21 вполне самостоятельным человеком быть.
Удивительное дело: смотришь на него – на высокого, по-юношески худощавого – ему и 21 не дашь, но слушаешь Володю – и кажется, что ему уже много за тридцать, что он на своем веку многое перевидал и испытал. И только словечки – «пахать» вместо «работать», «по уму» вместо «с умом», «четко» вместо «хорошо», которыми пересыпает он свою речь, позволяют понять, что имеешь ты дело со студентом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.