– Вам, я думаю, встречались люди, которые заявляли с гордостью: «Сам я никогда не нарушаю трудовой дисциплины, не допускаю брака в работе, не мыслю что-либо присвоить себе из государственного кармана, а до других мне дела нет». Конечно, до подлинной социальной активности этому человеку еще далеко. Потому что он ничего не сделал, чтобы и его сменщик тоже не нарушал трудовой дисциплины, не загонял в брак детали, чтобы сосед по участку тайком не выносил сделанные для собственной дачи всякие там «железки» и приспособления. Короче говоря, суть социальной активности человека заключается в его решительной, наступательной борьбе со всякими проявлениями мещанской психологии, собственничества и бесхозяйственности. Очень хорошо сказал об этом на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК нашей партии Ю.В.Андропов: «...Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего – как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения».
– На XXVI съезде партии отмечалось, что молодые люди, которым сегодня восемнадцать – двадцать пять лет, завтра образуют костяк нашего общества. Но сегодня мы с сожалением констатируем, что именно в этой возрастной среде подчас встречаются такие вредные для нашего движения вперед явления, как откровенное иждивенчество, вещизм, непомерное увлечение образчиками музыки, культуры, моды, пропагандируемыми Западом...
– Начну с последнего названного вами порока – «джинсового образа мышления» некоторых молодых людей.
Скажите, пожалуйста, кому из нас в молодости не хотелось выглядеть модно и красиво одетым? Хорошо помню, как, учась в институте, мы ночами подгоняли на себя доставшиеся от отца или старшего брата непомерно широкие брюки и пиджаки. А потом щеголяли в них на вечерах и на танцах перед девушками, которые и сами накануне перелицовывали материнские платья и кофточки. Было такое время, было...
Но я заметил, что с годами, а точнее, с возрастом это увлечение модой как-то само собой проходит, и на первый план выступают более серьезные увлечения. Так что, мне думается, не стоит уж особенно винить молодых в том, что им хочется иметь и джинсы, и красивые платья, и модные спортивные куртки.
Другое дело, когда погоня за модной одеждой совершенно заслоняет юноше или девушке другие интересы. Вот с этим.надо, конечно, вести решительную борьбу. Не последнее слово в этой борьбе должно принадлежать комсомольским организациям, молодежной печати, лекторам-общественникам.
Опасаться надо только одного – чтобы при этом не «перегибать палку». Ведь в сложном деле культурного воспитания молодежи по-настоящему действенны прежде всего терпение и такт.
Помните, когда у ребят началось повальное увлечение сверхдлинными прическами, кое-кто из общественников пытался действовать принудительными методами: ловили длинноволосого парня на улице, выстригали у него на голове несколько пучков и были уверены, что преподали ему урок эстетики и красоты. Мы у себя в республике тогда строго наказали тех, кто занимался подобным самоуправством. Ведь можно бороться против заблуждающегося человека, а можно бороться и за него. Улавливаете разницу? Второе, безусловно, трудней, требует больше и сил, и терпения, но зато и воспитательный эффект приносит несравненно больший. Растолкуйте, докажите свою позицию, не оскорбляя чувства собственного достоинства собеседника, и человек поверит вам. Поверит и пойдет за вами. Всегда надо помнить, что «операция по переформированию души» сложнее и тоньше любой ныне доступной трансплантации.
Что касается «болезни накопительства», то ею, как правило, заболевают те, у кого представление о счастье связывается лишь с приобретением дорогих вещей, символизирующих мнимое благополучие. Эти люди обычно не могут или не стремятся заявить о себе в обществе честным трудом, творческими способностями или высокими духовными качествами. Взамен этому они тащат в дом всякие дорогостоящие вещи, набивают шкафы книгами, которые сами никогда не прочитают, и при этом тщатся выглядеть перед друзьями высококультурными людьми. Но таковыми они никогда не были и вряд ли станут.
С потребительским мещанством, особенно среди молодежи, надо бороться целенаправленно и решительно, безжалостно обнажая истоки этой болезни. Они бывают самые разные. Насмотрелся, к примеру, западных фильмов иной подросток, вообразил себя героем вестерна, и уже заныла его душа, где достать фирменные джинсы или ковбойские сапоги. Пока он мал и не слишком смышлен, верхом мечтаний остаются для него штаны с заграничной нашлепкой. Потом, чуть повзрослев, но пока еще ничего не дав обществу, его взрастившему, он задумывается о собственных «Жигулях», даче, всяких дорогих магнитофонах и приемниках. Школа, родители, комсомол проглядели его на каком-то этапе воспитания, и в результате на свет явился типичный обыватель, иждивенец, «дегустатор жизни». Ему нет дела до того, что в нашей стране общественное признание и материальное благосостояние человека определяются прежде всего тем, как он трудится. При этом, как справедливо отмечалось на июньском Пленуме ЦК КПСС, труд человека должен рассматриваться сегодня не только с экономической точки зрения. Не менее значима его идейно-нравственная роль, ибо в труде человек не только создает материальные ценности, но и развивает свои лучшие способности, закаляет волю, раскрывает творческие силы, утверждая себя как гражданина, активного строителя коммунизма.
В связи с этим хотелось бы сказать еще вот о чем. Мы, к сожалению, мало противопоставляем образцам западной кинопродукции свои собственные фильмы, в которых на высоком художественном уровне воспеваются духовные богатства человека, истинные и непреходящие ценности нашей жизни.
– До некоторой степени в этом, очевидно, можно упрекнуть и литературу?
– Безусловно. Обидно мало у нас романов, пьес, поэтических произведений, которые бы глубоко и ярко воссоздавали атмосферу нашей общественной жизни, показывали образы, обобщающие все лучшее, что есть в нашем современнике. Не случайно на июньском Пленуме особо подчеркивалось, что в условиях, когда империализм организовал против нас настоящую информационно-пропагандистскую интервенцию, молодежь наша как никогда нуждается в идеале, воплощающем благородство жизненных целей, идейную убежденность, трудолюбие и мужество. Причем, как было отмечено участниками Пленума, таких героев не надо выдумывать. Они – рядом с нами.
– Если бы в молодежной аудитории вам задали вопрос: «Делать жизнь с кого?», что бы вы ответили?
– Не задумываясь, ответил бы словами Анатолия Васильевича Луначарского, которые хорошо запомнил еще со студенческой скамьи: «Молодежь должна быть «Ильичевой» молодежью. Она должна проникнуться не только этой заразительной и родной для него молодостью, но и мудростью, осмотрительностью, и умением делать выводы из седой культуры, приобретенной столетиями». Мне действительно часто доводится встречаться с молодыми людьми. И каждый раз я снова и снова убеждаюсь, что Ленин, его жизненный путь, его большевистский подвиг являются прекрасным «нравственным компасом» для молодежи, для всех советских людей.
– Сегодня, к счастью, еще живы некоторые из тех, кому посчастливилось видеть и слышать Ленина, кто всю свою жизнь высоко нес Ленинское знамя, кто с честью выполнял Ленинские заветы и воспитал себе достойную смену. Я имею в виду наших старших товарищей – коммунистов, наставников молодежи. Как вы, Александр Владимирович, определили бы сегодня роль наставника с позиции партийного работника?
– Наставник – это прежде всего широко мыслящий человек, активный боец идеологического фронта. Воспитанный на принципах коллективизма, трудолюбия, ответственного отношения к своему рабочему и гражданскому долгу, он несет прямую ответственность за нравственный облик молодого рабочего.
Среди первых и наиболее талантливых наставников республики я бы назвал Шамсудина Хаджиева – знатного бригадира комплексной стройбригады. Знаете, чем особенно нравится мне эта бригада? Тем, что любого новичка с первого его рабочего дня приучают смотреть на свой труд как на частичку общего дела, за которое он вместе с другими несет равную личную ответственность. Это сразу вырабатывает в молодом человеке активную позицию, рождает стойкость его жизненных и гражданских взглядов, обостренное чувство осознанной дисциплины. Хаджиев воспитал уже не одно поколение первоклассных строителей, так же, как не одно поколение замечательных картофелеводов вывел в жизнь Артаган Албагачиев, а молодых чабанов – Наурды Эсмухамбетов. Прекрасным, умным и доброжелательным наставником молодежи является старший оператор нефтеперерабатывающего завода имени Ленина Николай Иванович Ведерников. Все они Герои Социалистического Труда, все одинаково влюблены в свое дело, потому и их подопечные очень быстро начинают осознавать высокую значимость звания «Рабочий».
– А что делается сегодня в целом по республике для поднятия у молодежи авторитета этого почетного звания?
– Отвечу на ваш вопрос конкретным примером. В Назрановском районе республики есть совхоз того же названия. Приехал я как-то в это хозяйство, пошел по фермам, глядь, а там одни старики трудятся. Говорю с директором – молодым, энергичным Мурадом Вековым, он мне и поясняет: «Условия труда и быта у нас все еще отстают от запросов человека. Одними механическими дойками да светлыми коровниками молодежь сюда не заманишь». Стали мы обсуждать этот вопрос вместе с коммунистами и комсомольцами и договорились в качестве эксперимента открыть в совхозе Дом животновода.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.