Свой конек

Елена Чайковская| опубликовано в номере №1337, февраль 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Советы начинающим фигуристам

Начнем с ботинок для фигурного катания. Они имеют высокие голенища – сантиметров на двадцать выше, чем у обычных. Такое высокое голенище появилось не случайно, ведь сложные движения на льду требуют, чтобы ботинок, конек и нога составляли как бы единое целое. Словом, подбирая ботинки, нужно проследить за тем, чтобы голенище было по меньшей мере на восемь-девять сантиметров выше лодыжек.

Приложите коньки к подошве ботинка, окончание передней площадки для крепления коньков должно совпадать с краем ранта. Если при этом нижний зубец тоже находится на одном перпендикуляре, значит, все правильно. Задняя площадка на каблуке должна занимать «центральное место» и ни на миллиметр не уходить за каблук. Если нет коньков необходимого размера, то лучше выбрать коньки на номер больше, чем на номер меньше.

Спортивный костюм у начинающего фигуриста может быть самым простым: шерстяной свитер или пуловер, легкая нейлоновая куртка, брюки из плотной ткани, зауженные книзу.

Если мороз невелик, маленькие фигуристки, пройдя первоначальную школу, могут тренироваться в специальном для занятий фигурным катанием платье, (покрой, не сомневаюсь, всем хорошо известен), плотном трико, шерстяной шапочке и в перчатках.

К первому выходу на каток надо готовиться тщательно, проделав целый цикл подготовительных упражнений дома перед зеркалом. Ходить по полу в коньках несложно. Одновременно надо привыкать и к правильной стойке: руки разведены в стороны и подняты чуть выше талии, ладони повернуты вниз, спина прямая, голова немного приподнята.

Выполняя цикл подготовительных упражнений, необходимо освоить правильную стойку, у вас должно появиться ощущение, что конек, ботинок и нога составляют единое целое.

Через какое-то время, когда походка в коньках на полу окрепнет, задание надо несколько усложнить. Попробуйте, стоя на одной ноге, удержать равновесие. Для поддержки можно использовать спинку стула. Когда и ходить научитесь в коньках и стоять на одной ноге, можно начать имитировать простые толчки. На то, как это нужно делать на льду, как правило, отводится целый урок. А на полу сначала упражнения выполняйте в тапочках, а потом уже в коньках, но обязательно перед зеркалом. Стойка в третьей позиции: ноги соединить, поставить левую ногу сзади, правую впереди под углом 90 градусов к ней. Толчок производится левой ногой. Центр тяжести переносится на правую ногу, и она скользит вперед. Затем левая нога подводится к правой. Снова третья позиция, но теперь уже впереди левая нога – под углом 90 градусов к правой. Толчок правой, скольжение на левой и так удалее. Двигаться таким образом по комнате надо многократно, чередуя толчки с разных ног, пока движение не станет почти автоматическим.

Не хочу запугивать ребят, только прошу с первых же шагов запомнить, что «звезды» воспитываются на льду холодном, скользком и очень твердом во время падений. Он у нас единственная опора – надежная, если ты к нему привык и знаешь его повадки, и коварная, если ты относишься к нему легкомысленно, если видишь только его сверкание.

Любой тренер фигурного катания учит юного фигуриста с первых же шагов не только правильно держаться на льду, но и падать на этот лед, падать так, чтобы не получить серьезного ушиба, чтобы не было вывихов или переломов.

Если фигурист переносит тяжесть туловища чрезмерно вперед, то он автоматически нажимает на зубцы, которые при скольжении вперед, превращаются в тормоз, препятствие. Происходит довольно опасное падение. Как правило, начинающие спортсмены падают в этой, ситуации на колени, на локти и умудряются даже иногда стукнуться о лед подбородком.

Вначале обучение «мастерству падений» лучше проводить на полу, на коврике или матрасе.

Встаньте около коврика (лучше с короткой его стороны) и поднимитесь на носки. Падая вперед, поверните тело в воздухе так, чтобы соприкосновение с ковриком приходилось на всю наружную часть голени и бедра.

Но этого мало. При приземлении, чтобы смягчить удар, согните кисти и руки в локтях. Если приземляться на жесткие руки, можно повредить и локтевые и плечевые суставы.

Это упражнение напоминает обычные отжимания от пола. Именно на руки приходится значительная доля удара о лед. Поэтому, чтобы рука выдержала этот удар, а не ушла в сторону, подставляя под удар плечо и голову, не расслабляйте руки.

Теперь о положении головы. У каждого фигуриста, который занимался в секции, автоматически срабатывает навык: при падении вперед голова резко откидывается назад. И, что самое главное, удерживается, фиксируется в этом положении...

Кривая лезвия конька изогнута и спереди и сзади. Когда фигурист скользит, центр тяжести его находится над серединой конька. Если фигурист «завалил» туловище назад, происходит естественный перенос центра тяжести тоже назад, и конек – поскольку он закруглен – просто выскакивает из-под спортсмена.

При такого типа падениях чаще всего страдают голова, затылок. Нужно очень быстро среагировать и резко наклонить голову вперед, прижав подбородок к груди. Это особенно важно при так называемых молниеносных падениях, когда не успеваешь в воздухе повернуться и приземляешься на спину.

Подстраховать здесь также должны руки, но опять-таки напомню, руки «упругие». Они обязаны принять часть удара на себя и не соскользнуть при этом. Чтобы появился навык, проделаем следующее упражнение. Встаньте около коврика (так же с короткой его стороны). Чуть согните ноги в коленях. Падайте назад. Падение внешне напоминает перекат. Важная деталь: нельзя сразу садиться на копчик. При этом голова резко идет вперед, подбородок намертво «приковывается» к груди. Необходимо помнить, что при любом падении тело должно быть предельно сгруппировано.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены