Свое слово

Юлия Платонова| опубликовано в номере №1050, февраль 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

Биография молодого армянского художника Григора Манукяна пока укладывается в несколько строк. Он родился в Бейруте в 1943 году, образование получил в Ереване и Таллине. Закончив Ереванское училище как живописец, Григор поступает в театральный институт. Дальнейшую его судьбу решает поездка в Прибалтику. В Таллине он остается заниматься в Государственном художественном институте. Летом 1968 года он защищает диплом по чеканке. За короткий срок Манукян добивается больших успехов: семь выставок в Таллине, Риге, Вильнюсе, Ереване, Москве — свидетельство признания его творчества.

Случилось так, что именно Эстония с ее хорошо известными традициями в обработке металла помогла Григору найти себя, свой путь в искусстве. Он обнаружил, что металл не менее интересный и увлекательный материал, чем холст и краски.

Его панно не только прекрасные настенные украшения, это поэтические притчи о жизни, о человеке, картины-символы об окружающем. Мир буквальный, ощутимо-реальный и одновременно возвышенно-философский. Впечатления о виденном претворяются в многозначные образы, обобщенные выражения действительности. Одну из своих работ Григор назвал «Девушки и дороги». Мы как бы следим по ней за жизненными путями, разными, как и сами люди. Другая работа — «Незнакомый город». Зритель видит карту-лабиринт с зигзагами старинных улочек и «читает» по ним рассказ о первом посещении автором Вильнюса.

Особенно увлекают Манукяна циклы — серийные композиции, разрабатывающие одну тему. Это не вариации, а своеобразные главы, вводящие в новые события. Таковы «Жизнь человека», «Республики». Последнюю работу художник посвятил республикам Советского Союза. Пятнадцать чеканных пластин, украшенных национальным орнаментом с включением традиционных сюжетов, точно передают особенности янтарной Литвы, горной Армении, жаркого Узбекистана... В «Жизни человека» Манукян обращается к теме сложной и всегда волнующей. Символические картины — «Рождение», «Детство», «Юность», «Молодость», «Старость» и «Вечность» — общие для людей этапы. Познание мира, окрыляющая любовь, семья, свершенные деяния, создающие человеку памятник в вечности. Долго, внимательно изучаешь этот калейдоскоп, в котором то появляются, то исчезают лица. Сложный орнамент то сплетается плотной пеленой, то расступается, чтобы показать и тут же скрыть очередное мгновение. Художник рисует здесь не какое-то определенное лицо, а жизнь. Для Манукяна личность важна ее делами на земле, а не своей портретной характеристикой.

«Месяцы в моем окне» и «Времена года» — продолжение серийного решения темы. Новое — в предельной декоративности этих панно, удачно сочетающих пластику, ритм с цветом и светом и дающих совершенно неожиданный, яркий образ.

Стремление молодого художника не повторять сделанного кем-то, не цитировать чьих-то пусть и удачных открытий привело к созданию своего, оригинального метода в традиционно сдержанном искусстве чеканки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Далеко-далеко за морем

Отрывок из романа «Без ответа»

Шашка Буденного

Специальный корреспондент «Смены», капитан второго ранга Александр Золототрубов на приеме у Семена Михайловича Буденного