«Свободный мир» о себе

опубликовано в номере №903, январь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вторжение «тинэйджеров» («-надцатилетних») на рынок - характернейшая примета нашего времени. Деловой мир наконец понял, что паренек, покупающий себе джинсы, и девочка, бегущая после школы за губной помадой, - вполне солидные клиенты, потребители. И этих микропотребителей у нас во Франции сейчас 16 миллионов.

Вдумайтесь: 16 миллионов активных покупателей! Никогда еще экономика не знала такого массового вторжения. А через три года их число возрастет еще на полмиллиона.

Раньше, констатируют коммерсанты, родители одевали, кормили и развлекали детей до самой военной службы. Папы и мамы решали, выбирали, платили и уносили товары домой. Теперь в большинстве случаев сконфуженные мамаши несут купленное платье обратно в магазин: десятилетняя дочка отказывается носить его, А в 14-15 лет дети делают сами уже все покупки.

В этом нет ничего анормального. Развитие детей, как физическое, так и духовное, опережает возраст. За сто лет средний рост человечества увеличился на несколько сантиметров. Сегодня отец не может уже сказать сыну: «В твои годы я еще ходил в коротких штанишках». Ибо, если сыну по метрике и правда 12 лет, он развит физически как четырнадцатилетний. Однако экономическое развитие идет еще быстрее. Дети обрели покупательную способность: карманные деньги. Прежде они давались в награду за благонравие, теперь это привычка, ставшая правом. Владельцы кондитерских и игрушечных магазинов утверждают:

- Школьники начиная с пятилетнего возраста - наши постоянные клиенты.

Откуда у них деньги? Мой сын Эрин поведал мне «хитрость»: одно воскресенье из трех он жертвует на обход родственников - тети, дяди, бабушек. На собранную сумму он «живет» три следующих воскресенья.

Дети торгуются с родителями из-за отметок, получают мелочь за то, что моют родительскую машину, ходят за хлебом, присматривают за младшими. Каждая услуга имеет свою таксу. А дети нуждающихся родителей с 14 лет идут учениками на производство. Часть заработка они отдают в семью, но и себе оставляют довольно значительную сумму. Обследование Национального института общественного мнения показало, что молодежь в возрасте от 16 до 24 лет имеет в собственном пользовании 150 тысяч телевизоров, 4 500 автомобилей, более 4 миллионов велосипедов и 50 миллионов пластинок!

На «тинэйджеров» работает сегодня солидная отрасль промышленности, для них предназначено 35 процентов всех изданий. А кинопродюсеры подсчитали, что из 100 кресел кинотеатров 44 заняты молодежью до 20 лет.

Коммерсантов охватывает паника перед неограниченными возможностями этого рынка, где самые сумасшедшие предприятия оказываются возможными. Казалось, уж кто-кто, а издатели юношеских журналов должны были знать свою аудиторию. Но вот в августе 1962 года радиожурналист Даниэль Филипаччи выпустил робкий журнальчик «Привет, ребята!», целиком посвященный твисту и его «идолам». Специалисты в один голос предсказывали ему максимальный тираж в 30 тысяч экземпляров. Всеобщее недоумение: тираж разошелся за несколько часов. Пришлось вновь запустить машины и отпечатать еще шесть тиражей. Но это еще не все: 40 тысяч девочек и мальчиков отдали свои полтора франка киоскеру, чтобы он оставил им следующий номер. Беспрецедентный случай в истории печати! Сейчас «Привет, ребята!» выходит почти полуторамиллионным тиражом. Директора многих издательств призадумались. Женский журнал «Эль» («Она») набрал новую редакцию из молодых сотрудников, остальные отводят все больше места подросткам...

Молодежь - локомотив моды. Сегодня в магазинах грампластинок и парфюмерии, в ателье мод взрослые, сознательно или нет, требуют «молодежные вещи». А коммерсанты спекулируют на этом грандиозном мифе.

Три миллиарда - на судьбу

«Штерн» (ФРГ)

Несколько минут гадалка пристально вглядывалась в разложенные на столе карты, потом метнулась к телефону и, торопясь, стала набирать номер Елисейского дворца.

- Передайте генералу де Голлю, чтобы он ни в коем случае не останавливался следующей ночью в Голландии: его ждет несчастье!

Предполагаемая остановка президента Франции в Голландии была отменена.

Случайность? Возможно, но французский обыватель воспринимает этот случай как закономерное явление: ведь он расходует на содержание нескольких десятков тысяч астрологов, предсказателей, гадалок и прочих «мэтров оккультных наук» сумму в три с половиной миллиарда франков - больше, чем бюджетные ассигнования на национальные научные исследования! В одном Париже зарегистрировано 10 тысяч профессиональных предсказателей судьбы - в шесть раз больше, чем врачей.

Ученые-социологи доказывают, что французов толкают в объятия знахарей души те же причины, что приводят американцев на кушетку психоаналиста - внутренняя неуверенность, страх перед жизнью. И нация, не раз демонстрировавшая миру силу разума, доверяет сейчас больше хрустальному шарику ясновидца, чем молоточку доктора по нервным заболеваниям.

- Мы во Франции уверены, что доктора-психоаналитики больше нуждаются в лечении, чем их пациенты, - заявила мне стройная брюнетка мадемуазель Берг, модный астролог. - Мои клиенты хотят увериться в своем будущем. Религия не дает им того, что они ищут...

«Взгляд в будущее» стоит не дешево: один сеанс изучения линий руки - от 100 до 200 франков, звездный гороскоп - до 400. Доходы позволяют посредникам общения с потусторонним миром с наступлением лета вывешивать на дверях своих офисов объявления: «Закрыто на каникулы». А пока они нежатся на Ривьере, подверженные страху французы могут утешиться астрологическими гороскопами в специальных журналах, выходящих полумиллионным тиражом. В самых неотложных случаях парижанин может прибегнуть к совету круглосуточной службы «Астротелефона», приобретя годичный абонемент за 50 франков.

К прорицателям в основном обращаются девушки и женщины, как правило, моложе 26 лет, несчастные в жизни и любви. Вот как происходит сеанс у знаменитого ясновидца Беллонэ: он сидит, глядя затуманенным взором «в будущее», и вещает: «Вы полны благородства... неразделенных чувств... у вас ораторский талант... в любви вы несмелы, но...» Тут Беллонэ возвращается на землю и предлагает девушке средство против беременности за 150 франков (половина ее месячного заработка). Затем, продолжая говорить, провожает клиентку до двери и вызывает из приемной следующую...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены