Наш нынешний адрес – Всесоюзная ударная комсомольская стройка по обустройству крупнейшего в мире Уренгойского газоконденсатного месторождения. Здесь строится новый полярный город. Здесь в тресте «Уренгойгазпромстрой» из бойцов Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XVIII съезда ВЛКСМ сформировано строительное управление № 53 – комсомольско-молодежное.
Как мы начинали? С чего?
Начинали с сомнений старожилов: «Намучаетесь с молодыми!.. Пошумят, а как пойдут летом комары, а зимой морозы под пятьдесят – разбегутся!..» Действительно, укрыться от комаров было невозможно, а морозы «давили» под шестьдесят. Трудно было. Но – привыкали.
Начинали с поисков. Как, принося максимальную пользу строительству, сохранить в целостности отряд? Как в новом комсомольско-молодежном управлении совместить опыт работы лучших молодежных коллективов наших соседей из Надыма и других строек Тюмени с тем интересным, что было на предприятиях, где наши ребята работали раньше, до приезда в Уренгой? Потому что понимали: иначе вступать в трудовое соперничество с коллективами «Уренгойгазпромстроя» – значит быть битыми. И вот уже во втором квартале, проработав всего два месяца, бригада монтажников Владислава Бондаря стала победителем соревнования среди комсомрльско-молодежных коллективов треста. В третьем квартале бригада была второй. Вплотную шли и другие – плотники Павла Баряева, каменщики Вячеслава Вахрушева, отделочники Тани Слепуховой...
Любой успех давался нелегко. Еще пе хватало умения и сноровки. Молодое строительное управление переживало сложный организационный период. Случались перебои со стройматериалами. Особенно весной до начала навигации и осенью, когда нас осадило бездорожье: не доехать – тундра не пропускает в свои владения наземную технику; не долететь – грунтовая взлетно-посадочная полоса аэродрома раскисает; не дойти – до ближайших населенных пунктов и причалов, куда поступают грузы, сто – триста километров, а до Тюмени и того дальше – тысяча триста...
Трудное время... Вот когда мы вплотную столкнулись со сложностями, характерными для труднодоступных районов: чем занять бригады во время вынужденных простоев? Не все меры были приняты хозяйственниками, но кое-что зависело и от ребят. Тут нужно умение находить работу, мало только ждать ее. Простои, конечно, не самый подходящий повод для хорошего настроения, но и этим вряд ли можно оправдать тех, кто посчитал одно свое присутствие на севере и членство в отряде вполне достаточным основанием для привилегий, а столкнувшись с необходимостью работать в тех же условиях, что и другие, хлебнув неурядиц, которые редко минуют первопроходцев, не проявил достаточно выдержки.
...Прошел сезон распутицы, и началась большая работа.
Жилье для газодобытчиков и строителей – важнейшие, срочнейшие объекты. Их сооружение идет в любых условиях. При морозах ниже сорока двух не разрешается работа машин и механизмов, все ставится «на прикол» – люди работали и при пятидесяти. А стояла полярная ночь, и световой день занимал лишь три часа от суток... Отделочники бригады Тани Слепуховой – сейчас она уже Землянко – выполняют не только свои нормы, но и нормы зачисленных в бригаду почетными строителями Уренгоя и бойцами Всесоюзного ударного членов интернационального космического экипажа Петра Климука и Мирослава Гермашевского.
Результаты года убеждают: Всесоюзный ударный вышел на хороший «рабочий режим». За восемь месяцев освоено более 5 миллионов рублей капиталовложений, годовой план выполнен на 129 процентов. Не менее важный итог: прочно сложились настоящие комсомольско-молодежные коллективы, способные успешно решать самые сложные производственные задачи.
Хотелось бы, конечно, рассказать обо всех, но понимаем, что это невозможно. Поэтому пока только о тех, о ком нельзя не сказать, хотя добрых слов заслуживает каждый, кто прожил в отряде этот год.
Член ЦК ВЛКСМ,-депутат Верховного Совета СССР, командир Всесоюзного ударного отряда, лучший бригадир – все это о Павле Баряеве. «Баряевец» – у нас это уже характеристика. Это значит быть из тех, кто всегда впереди, кто никогда не подведет, как бы ни складывалась ситуация.
Виктор Хромов. Родился на Орловщине, учился в ПТУ, по направлению прибыл работать в Таллин, в армии был водолазом, в составе комсомольского отряда приехал на обустройство Уренгойского газового гиганта. Здесь сложно удивить хорошей работой, Виктор-хумел. Обосновался он в Уренгое прочно, недавно привез невесту из родных краев.
Кстати, о свадьбах. За последние полгода мы сыграли их целых пятнадцать. Кто-то познакомился в отряде, кто-то дружил еще на «Большой земле». Сразу возникла проблема: молодым нужно жилье, а где его взять? Ребята предложили: строить после работы неплановый дом для семейных. Мы, правда, ограничены в стройматериалах, но найти возможности осуществить это предложение необходимо. Ищем.
Многого еще нет в Уренгое. Нет кинотеатров, Дворцов культуры, спортивных залов, не налажена телетрансляция, с опозданием поступает пресса. Но уже создана по инициативе «Смены» уникальная библиотека. Бе книжный фонд – 25 тысяч книг. Поступали они в библиотеку со всех концов страны. А что до неудобств, знаем: они временные. Строительство города только начинается, и нам надлежит создавать все, без чего нет настоящего современного города. А пока мы приспособили под молодежное кафе столовую. Здесь проводим праздничные вечера отдыха, встречаемся с интересными людьми. Здесь же проходят конкурсы художественной самодеятельности, а танцевальные вечера и репетиции клуба песни – в общежитии. Словом, живем. И не сомневаемся: страна будет получать уренгойский газ ритмично, с нарастанием, еще один новый город на тюменском севере будет построен.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.