Сварщик Алексей Улесов

Анатолий Баранов| опубликовано в номере №1235, ноябрь 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

От Каира до Асуана 900 километров, 16 часов идет поезд долиной древней реки. Нил был спокоен и совсем не похож на реку из учебников истории. В вагоне уже не вспоминали, смотрели во все глаза по сторонам, думали о будущем и пели:

Напиши мне, мама, в Египет,

Как там Волга моя течет.

Главный советский эксперт И. В. Комзин уехал в Москву, его сменил А. П. Александров.

– Помнится, ты не хотел со мной вместе работать, – засмеялся Александр Петрович. – Теперь я с тебя вдвойне буду требовать. Не улыбайся, я серьезно говорю. Ты здесь нужен не только как сварщик, но и как воспитатель, наставник. Гидрокомплекс мы выстроим, но, наверное, не менее важно помочь республике в подготовке квалифицированных кадров.

Первую арматуру в бычках верхнего бьефа Алексей Александрович сварил 16 декабря 1962 года. Первый шов – начало непосредственного строительства основных сооружений. Потом швы пошли один за другим, не такие торжественные, не такие памятные, но не менее ответственные. Не забывал Улесов и о втором поручении Александрова. Да и сам считал его едва ли не главным. В учебном центре, созданном на Асуанской ГЭС, Алексей Александрович преподавал так же старательно, как и работал на сварке. Здесь он уже не сам поднимался по «лесенке», а вел по лестнице знаний молодых египтян, бывших феллахов, будущих рабочих. Занятия в учебном центре вели и другие опытные советские специалисты. Только за четыре года центр подготовил около семи тысяч квалифицированных рабочих. И египетский орден, которым Алексея Александровича Улесова наградило правительство АРЕ, – это в первую очередь признание заслуг советского сварщика-педагога в области подготовки национальных кадров.

Из Египта Алексей Александрович вернулся в Тольятти, здесь полным ходом шло строительство автомобильного гиганта и нового города. Работы было, как любит говорить Улесов, «под завязку». Но едва «Жигули» выбежали на дороги нашей планеты, Алексей Александрович перебрался с Волги на Каму – строил Набережные Челны и КамАЗ. Потом возвратился в город своей первой любви, в Волгодонск, успел на «Атоммаш» к «первому колышку».

Делегатом на XXV съезд КПСС его посылала Ростовская областная партийная организация. На другой день после окончания работы съезда мы сидели в его номере гостиницы «Россия». Улесов долго стоял у окна, молча смотрел на Красную площадь, на Кремлевские звезды и неожиданно звонко прочитал незнакомую строчку: «Свои труды пишу бетоном и железом по земле».

– Это не стихи, – повернулся он ко мне. – Так говорил Генрих Осипович Графтио, строитель Волхова и Свири, наших первых гидроэлектростанций. Время сейчас другое, возможности иные, но смысл нашего труда остался прежним – для счастья людей.

Улесов протянул мне «Правду» с только что опубликованными «Основными направлениями развития народного хозяйства СССР на 1976 – 1980 годы». На газетной полосе выделялись отчеркнутые красным фломастером два абзаца:

«Организовать серийное производство для атомных электростанций реакторов на тепловых нейтронах и турбоагрегатов к ним единичной мощностью не менее 1 млн. киловатт.

...Создать и освоить мощности первой очереди Волгодонского завода тяжелого машиностроения и развернуть строительство второй очереди этого завода».

– Приезжай к нам через пару лет и увидишь: мы обязательно напишем эти строки бетоном и железом.

Темпы возведения уникального предприятия поражают даже видавших виды строителей. Если ВАЗ был построен за пять лет, то «Атоммаш» растет почти вдвое быстрее.

Накануне юбилея Октября строители передали эксплуатационникам символический ключ от первой очереди завода.

Во время митинга Улесов волновался, как никогда. И сам не понимал почему: за плечами все-таки три гидроэлектростанции, три рукотворных моря, три завода и три города. Может быть, все дело в том, что здесь он начинал, здесь строил свою первую станцию, первое море, первый город и вот теперь завод. Последний? «Я ровесник страны, а страна молодеет с каждым годом», – ответил, улыбаясь, Улесов одному доброжелателю, интересовавшемуся, не собирается ли знаменитый сварщик уходить на пенсию. А как ответить себе?! Круг замкнулся. Может быть, Действительно пора уходить? Нет, есть еще сила в руках, есть опыт и знания (недаром же он на пятом десятке лет поступил в техникум и блестяще защитил диплом), надо передавать их молодым. Ученики же обогатят этот опыт и передадут его дальше. Ветвистым получается родословное древо истинного мастерства.

– Первая очередь еще не весь завод. – Улесов положил руку на плечо Геннадия Кузичева, возглавившего недавно созданную комсомольско-молодежную бригаду сварщиков. – Работы «под завязку», Гена, мы еще посоревнуемся, что сильнее – опыт или молодость.

– Мне бы еще несколько таких сварщиков, как Галя Александрова, и я готов соревноваться даже с вами, Алексей Александрович.

Улесов хотел было напомнить молодому бригадиру, с каким трудом Галя попала в сварщики и кто перед ней самые последние барьеры устанавливал, но, улыбнувшись, сдержался старый строитель. Что поминать прошлое, если есть еще время думать о будущем.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены