Едва стихла артподготовка и последняя оранжевая вспышка озарила передовые окопы противника, из леса, подступившего почти к самой речушке, рванулись боевые машины пехоты. Считанные секунды понадобились подразделению для того, чтобы наискосок, по отмели, пересечь реку и, не сбавляя скорости, взлететь на высокий противоположный берег. Дальше начиналось большое овальное поле, за ним – глубоко эшелонированная оборона «синих». Если бы Радом.-ский не знал этого наверняка, он бы никогда не предположил, что деревня, открывавшаяся слева от поля, аккуратные поленницы дров вдоль заборов. белые длинные строения ферм – всего лишь искусная маскировка, скрывавшая бетонированные доты и позиции минометных батарей противника.
Спустившись в неглубокий овраг, подразделение перестроилось во взводные колонны и тремя параллельными клиньями устремилось к деревне. Внезапно из глубины кустарника, черневшего справа у самого края поля, по машинам ударил гранатомет. Одна БМП вспыхнула. Не останавливая атаки, Радомский развернул крайний взвод и с ходу накрыл кустарник огнем орудий.
Подразделение было уже почти у цели, до первых окопов «синих» оставалось не больше восьмисот метров, когда вдруг с задней парты раздался взволнованный шепот:
– Стой, Радомский, там же мины! Капитан Иохов оторвал взгляд от «поля битвы» – большого, искусно сделанного макета, на котором проигрывалась атака «красных» на позиции противника.
– Кто подсказывает? Тимченко, так. Ну-ка, суворовец Тимченко, скажите нам, в каком порядке отделение преодолевает минное поле после того, как в нем проделан проход?
– Впереди пулеметчик, потом командир...
– Правильно, а вот подсказывать не надо, вам как будущему офицеру должно быть ясно, что в настоящем бою подсказок ждать неоткуда.
– Извините, товарищ капитан.
Тут прозвенел звонок, и урок тактики закончился.
Пожалуй, ни один предмет не вызывает столько эмоций у воспитанников Киевского суворовского военного училища, как военная подготовка. Это вовсе не значит, что на уроках алгебры, химии, биологии или английского они менее внимательны, нет, но военная подготовка для них – начало начал, вступление в армейскую жизнь, которой они решили себя посвятить. На огневом рубеже, в кабинете тактики, на занятиях по строевой подготовке они ощущают себя военными людьми. И потому так велики страсти, которые разгораются во время тактических поединков, развивающих способность быстро анализировать ситуацию, чувство военной логики, командирские навыки.
Понятно, что за два года, которые проводят ребята в училище, не научишься управлять сколько-нибудь крупным подразделением по-настоящему, тем более что, кроме основ чисто военных дисциплин, суворовцам необходимо в полном объеме освоить школьную программу. Но совсем не случайно воспитанники суворовского, поступающие в военные училища, как правило, назначаются там командирами отделений: к тому времени они хорошо знакомы с воинскими уставами, знают оружие, умеют стрелять, водить машину, ходят в строю не хуже бывалых солдат. К тому же их отличают особая армейская стать, решительность действий, умение дорожить воинской честью, трудолюбие. Все это воспитывает в них суворовское училище.
Здесь с первых дней все по-армейски, все самостоятельно: уборка классов, спальных помещений, территории, хозяйственные работы, дежурство по роте. Трудно только несколько недель. Потом втягиваются. Больше того, это становится необходимостью: вчерашние школьники начинают осознавать себя завтрашними офицерами.
– По своему возрасту они, даже проучившись у нас год, остаются подростками, – часто повторяет начальник нашего училища генерал-майор Иван Иванович Кауркин, человек замечательной боевой судьбы, прекрасный педагог, военный практик. – Сознанием же, духом, мерой принятой на себя ответственности они должны стать взрослыми. Такова наша главная цель как воспитателей.
Почти тридцать шесть лет, минувшие со дня основания первых суворовских училищ, в том числе и Киевского, не могли не внести изменений в уклад их жизни, в формы и задачи начального военного воспитания. Созданные по решению Центрального Комитета партии и Советского правительства в трудном 1943 году, они взяли на себя заботу о детях, чьи родители погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Вот выписка из истории Киевского (тогда оно было Харьковским) суворовского училища. «В период с 18 по 20 ноября 1943 года в училище прибыли 415 мальчиков из Харьковской, Ворошиловградской, Воронежской, Тульской и Московской областей. Более половины – 253 мальчика – были сиротами, 39 из них принимали участие в борьбе с фашистами, 9 юных воинов имели боевые награды...»
Прошли годы, и, как и прочие недуги, порожденные войной, ушло в прошлое и массовое сиротство. Число суворовских училищ сократилось, сегодня в них поступают не по необходимости, а по призванию. Поступают те, кто не мыслит себя в дальнейшем вне армии.
Из тысячи с лишним абитуриентов ежегодно в наше Киевского училище поступают триста. Это те, кто показал лучшие знания на вступительных экзаменах по основным дисциплинам, у кого есть опыт работы в комсомоле, соответствующие физические, моральные качества. Те, кто на собеседовании сумел убедить командование и педагогический состав училища в абсолютной серьезности и обдуманности своего решения – в дальнейшем стать офицерами. В семьях многих.из них профессия военного – профессия потомственная.
Знакомясь с личными делами суворовцев, я не раз обнаруживал, что не только их отцы, а и деды были кадровыми офицерами, и ребята сделали свой выбор в жизни задолго до суворовского. Сложилось так, что мне, участнику Великой Отечественной войны, кадровому армейскому офицеру, несколько лет назад предложили работать заместителем начальника Киевского суворовского училища. Не скрою – согласился не сразу, будущая работа казалась далекой от армии, от того, чем занимался раньше. Но первые же месяцы убедили меня в том, что воспитывать военную смену чрезвычайно важно и не менее трудно, чем командовать воинскими подразделениями. И эта работа приносит огромное моральное удовлетворение. Наше училище признано лучшим среди суворовских училищ страны и на протяжении нескольких лет прочно удерживает приз Министерства обороны СССР. В нем сложился прекрасный педагогический состав, родились и окрепли замечательные традиции, которые хранятся всеми поколениями суворовцев.
...Я расскажу только об одном взводе (в училище – армейское деление воспитанников на роты, взводы, отделения), которым командует майор Пирожков. Взвод совершенно типичен по своему составу и считается одним из лучших в училище благодаря настойчивости самих суворовцев и умелой, требовательной работе офицера-воспитателя. Майор Пирожков сумел стать вторым отцом для каждого из 25 своих воспитанников. Тонко чувствующий психологию ребят, подчас очень непростую, он вникает во все мелочи их жизни и учебы, болезненно переживает каждый «неуд» в их дневниках, радуется успехам своих подопечных. Пирожков знает великое множество житейских и военных премудростей: как, к примеру, костер без спичек развести, палатку на ветру поставить, ноги в дальнем походе не стереть. А главное, несмотря на уже немалые годы, Пирожков не уступит никому из своих воспитанников ни в марш-броске, ни на огневом рубеже, ни на плацу, ни в спортзале. Такова она, первая заповедь командира: «Делай, как я!» В результате взвод всегда лучше всех смотрится на строевом плацу, лучше всех стреляет, имеет лучшие отметки по всем учебным дисциплинам. У них позади уже полтора года учебы, совместной, исполненной общих волнений, невзгод, страстей, радостей жизни. Ребята притерлись друг к другу, стали коллективом. Их человеческому сплочению способствовало прежде всего единство интересов, общность нравственных исканий, ответственность, которую они приняли на себя перед обществом. Они достаточно определенно видят свое жизненное предназначение, и это резко отличает суворовцев от некоторых их ровесников, заканчивающих десятилетку в обычной школе.
В суворовском училище все 45 минут урока – это 45 минут работы, динамичной, сосредоточенной, с расчетом на полную самоотдачу. Редко занятие не начинается с контрольной разминки. Перед каждым воспитанником на столе – заранее приготовленное задание: несколько вопросов и пять вариантов ответа на каждый. На решение дается не больше 5 минут. Писать ничего не надо, достаточно установить в нужное положение переключатели на пультах, вмонтированных в столы. Преподаватель, включая систему программированного контроля, может следить за ходом работы каждого воспитанника по своим приборам и выводить оценку на общее табло. Полная автоматизация и объективность. Системами программированного контроля оснащено большинство кабинетов училища. И вообще мы стремимся максимально использовать все технические новинки для научной организации учебного процесса.
В соединений с немалым педагогическим опытом ведущих преподавателей училища, таких, как Мишин, Сулима-Самойлов, Капочинская, Макаров, Барикун, Гапонова, Демченко и другие, НОУЧ (научная организация учебного процесса) дает прекрасные результаты. При поступлении в высшие военные учебные заведения выпускники Киевского суворовского показывают (как утверждают авторитетные комиссии) отличные знания по всем предметам.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.