Исполнение желаний
Маленький домик, серый булыжник старого дворика, побелевшие от времени ступени деревянной лестницы, стены под низкой кровлей, бесхитростное убранство комнаты... В этой комнате родился вождь трудящихся мира, отсюда взошло солнце, лучи которого освещают сейчас весь мир, и простые люди на всём земном шаре ощущают и видят этот свет.
Сколько раз к этому заветному домику приходил с замирающим сердцем Сулхан ребёнком, подростком, молодым человеком! Впервые его привела туда мать и тихо сказала: «Вот здесь в 1879 году родился Иосиф Виссарионович».
Часто к домику собирались юноши и девушки. Они приносили пан - дури и под нежные звуки его складывали песни, прославляющие великого вождя...
Кто - то приоткрыл дверь, но юноша, сидящий у рояля, не обратил внимания. Да разве может что - либо отвлечь его в эту минуту, когда всё в нём поёт и играет, когда ещё не родившиеся, но уже звучащие в нём самом мелодии так и рвутся наружу!
- Что это ты играешь, Сулхан? - спрашивают студенты, товарищи по учёбе.
- Я ещё ничего не знаю, - отвечает юноша, краснея. - Подождите...
Сулхан Цинцадзе, охваченный творческим горением, которое вызвала найденная, но ещё не раскрытая и не разработанная тема, старательно разрабатывает её. Написать поэму о великом Сталине! Это было его давнишней сокровенной мечтой, но он всё ещё считал себя не созревшим для её осуществления.
- Именно вы должны взяться за эту тему. Ведь вам выпало великое счастье родиться в Гори... - говорил ему композитор Александр Веприк.
Чем больше он задумывался, тем явственнее и отчётливее становился план композиции. В поэме нужно рассказать об огромной, безмерной любви народов к своему вождю и учителю, в ней нужно рассказать о детстве Иосифа Виссарионовича, о Грузии, о боевом жизненном пути великого вождя, о - Сталине - знаменосце мира... Где найти силы и средства, чтоб облечь музыкальное произведение в торжественные, насыщенные и в то же время простые и ясные формы?
Он ищет эти средства и находит. Находит в неиссякаемой сокровищнице народного искусства. Это и мелодии национального склада и грузинские музыкальные инструменты, как нельзя лучше передающие национальный колорит.
Цинцадзе советуется со своим профессором Семёном Семёновичем Богатырёвым. Определяется форма композиции - кантата для симфонического оркестра, хора и солиста.
... День, в который его «Поэма о Сталине» прозвучала со сцены Большого зала Консерватории имени Чайковского в Москве, был самым волнующим в жизни Сулхана. Даже когда исполняли его второй квартет, удостоенный Сталинской премии, он так не волновался. И это было не удивительно. Кантата - творческий отчёт молодого художника. Вся жизнь двадцатипятилетнего композитора - от учёбы в Тбилисском музыкальном училище в группе особо одарённых детей по классу виолончели до студента III курса композиторского факультета Московской консерватории, - всё его творчество - от обработки грузинских народных песен до сюит и квартетов - были преддверием к созданию этой поэмы.
... Вот замерли последние мощные звуки оркестра и хора, восторженно ИСПОЛНИВШИХ песню «О победном нашем веке, о великом человеке». Буря аплодисментов, как гром, взорвала тишину. Автора вызывали несколько раз, а он, счастливый и смущённый, не решался подходить к рампе.
- Я доволен. Вы вознаградили мои труды, - сказал Семён Семёнович Богатырёв.
Эти слова скупого на похвалы учителя были самыми дорогими в тот вечер.
Теперь «Поэму о Сталине» композитора - комсомольца С. Ф. Цинцадзе часто исполняют по радио.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.