Ночь, но на пароходе никто не спит. За большими окнами салона светятся разноцветные бакены, указывающие путь. Тихо постукивает мотор, приглушённо звучит радиомузыка. А среди пассажиров, собравшихся в этот поздний час в салоне, течёт оживлённая беседа о проблеме Большего Днепра, решаемой большевиками.
- Я тридцать лет плаваю здесь, - рассказывает капитан парохода, пожилой, но ещё крепкий человек с бронзовым лицом и большими руками. - Когда - то через пороги плоты водил...
Он вспоминает о Ненасытном и Кодацком, о Богатыре, Сагайдачном и о многих других порогах и скалах, которые, словно хищники, выглядывали из воды, подстерегая суда. Да, нелегко тогда было плавать по Днепру. Каждый рейс считался подвигом. Стоило только чуть обмелеть реке, и даже лёгкие судёнышки застревали на полдороге, остановленные открывшимися камнями.
Когда было принято решение о строительстве Днепровской электростанции и сооружении плотины, многие не верили, что это удастся осуществить:
- Разве Днепр перегородишь? А скалы! Кто сумеет разрушить их или убрать с дороги?
Шли годы, и на выжженных южным солнцем высоких берегах у Запорожья вырос красавец Днепрогэс. Плотина, равной которой не знал мир, преградила путь Днепру, подняла его воды. Электроэнергия, рождённая силой днепровской, заставила стучать сердца тысяч и тысяч моторов на заводах и фабриках Украины, на колхозных и совхозных полях.
То, что было мечтой, стало явью, стало советской действительностью. Днепрогэс - лучшее доказательство того, что всё намеченное большевиками сбывается в срок, что нет таких крепостей, которых бы не мог взять советский народ. На то мы - советские люди, воспитанники великого Сталина!
Вот почему не найти человека, выражающего сомнение, удастся ли построить в такой короткий срок гидроэлектростанцию у Каховки, удастся ли заставить днепровскую воду орошать богатые чернозёмные степи Южной Украины.
Теперь говорят о другом. О том, как сократить намеченные правительством сроки. Говорят о богатых перспективах, которые откроются перед югом Украины, перед его заводами, колхозами.
Едва только в газетах появилось сообщение о великой стройке на Днепре, как в легендарную Каховку устремились потоки добровольцев - строителей.
И вот на этом пароходе тоже едут добровольцы. Двое, похожие друг на друга, - колхозные плотники, отец и сын. Оба в добротных дублёных полушубках, в крепких юхтовых сапогах.
- Мы добровольно, по собственной охоте едем. В газете прочитали - и едем, - говорит отец, Фёдор Матвеевич.
- По собственной охоте и с полного согласия всех наших колхозников, - добавляет сын.
У них и инструмент с собой: долота, рубанки, свёрла. Всё это в полной исправности, сверкает, как серебро.
- У нас сталь особой закалки, - с гордостью говорит Фёдор Матвеевич. - По собственному методу всё отточено и настроено. Мы с этим инструментом на вахту мира стали. И по две - три нормы давали ежедневно. Теперь наша вахта будет продолжаться на Днепре.
Каховка. Легендарный плацдарм боёв за Родину, которому суждено теперь стать плацдармом трудовой доблести и славы.
Небольшой городок на высоких каменистых буграх. Лестница из светлого ракушечника ведёт на плато, где, собственно, и начинается улица города. Пока ещё это совсем небольшой населённый пункт, не связанный даже с железной дорогой.
В аккуратном домике рядом с музыкальным училищем помещается Управление каховской экспедиции «Укрводопроекта».
- На Каховском направлении поиски разведчиков, - улыбаясь, говорит Борис Фёдорович Лимин, заместитель начальника экспедиции.
В этой фразе, заимствованной из сообщений времён Отечественной войны, есть большая доля правды.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.