Строки древних времен

  • В закладки
  • Вставить в блог

Материалы архива использовали при восстановлении, культурных памятников, разрушенных в годы войны, для разработок забытых месторождений полезных ископаемых. Особенно широко используются документы ЦГАДА при реставрации, создании планов реконструкции городов. Источники, хранящиеся здесь, содержат уникальный материал по истории строительства на Руси, помогают реставраторам воссоздать изначальный облик памятников культуры, сотворенных руками замечательных зодчих прошлого.

Трудно переоценить помощь, которую оказали исследователям сведения архива о Московском, Новгородском и Псковском кремлях, о соборе Василия Блаженного, об архитектуре «Золотого кольца» древнерусских городов, о пушкинском Михайловском, гоголевской Васильевке, о жемчужинах Подмосковья – Архангельском, Останкине, Кускове. К слову сказать, сейчас на базе ЦГАДА и целого ряда архивов Москвы и Ленинграда разрабатывается автоматизированная информационная поисковая система. Облегчая поиск исследователей, она включит все материалы по истории сохранившихся и утраченных архитектурных сооружений Москвы и Ленинграда.

Как увидели невидимое

Опытный, подготовленный архивист может прочесть древний текст, как говорится, с листа, сноровисто «разматывая» непосильный для непосвященного узор затейливых строчек. В этом мы наглядно убедились в ЦГАДА. Но это тексты, заботливо хранимые на протяжении многих лет в специально поддерживаемых, благоприятных условиях. А как быть с теми, на которых время и подчас роковые обстоятельства оставили неизгладимый, казалось бы, след, погасив когда-то четкие строки, сделав их невидимыми для глаза?

...Более века пролежали непрочитанными эти документы в уникальном фонде архива. Их нашли при раскопках 1843 года в Московском Кремле. На беду, в медный сосуд, где они хранились, проникли грунтовые воды, смыв с них практически весь текст. Вот и достались исследователям лишь 18 безмолвных листов пергамента, на которых невозможно было что-либо прочесть. А прочесть не только хотелось, но и требовалось: установлено было, что сосуд с пергаментами зарыли в землю еще до страшного московского пожара 1626 года, который нанес городу большой урон. В огне погибли многие архивные документы. Так что подобные находки – подлинная удача для историков и архивистов.

В прошлом году эти немые весточки из глубины столетий были отправлены сотрудниками ЦГАДА в лабораторию воспроизведения документов ВНИИ документоведения и архивного дела. Вот что нам рассказал об их дальнейшей судьбе руководитель лаборатории кандидат технических наук Арнольд Кепель:

– Восстанавливая при помощи фотосъемки контраст между штрихом и фоном угасших документов, мы исходим из того, что на пергаменте или на бумаге почти всегда остаются следы текста. Они, разумеется, не видны невооруженным глазом, но их можно заставить, как говорится, проявить себя. И здесь у нас главные помощники – свет и цвет. Умелое сочетание светофильтров, источников излучения, съемочной оптики и фотослоев позволяет исследователю достичь цветового контраста между фоном и текстом, превратить невидимое доселе изображение в видимое. Так было, правда, не сразу, и с кремлевскими пергаментами.

В лаборатории сделали ряд съемок в отраженных видимых, а также невидимых ультрафиолетовых и инфракрасных лучах. Но, увы, безрезультатно. Учитывая возраст документов, предположили, что они написаны чернилами, содержащими железо. Было известно, что пергамент под действием некоторых видов излучений может светиться, а слабые следы «железных» чернил на нем, наоборот, способны темнеть. Но одного этого знания было маловато, поэтому сотрудникам лаборатории пришлось проделать немало экспериментов. И вот наконец, осветив лист пергамента специально подобранными ультрафиолетовыми лучами, удалось воочию увидеть проступившие темные буквы на светящемся фоне. Теперь оставалось только зафиксировать выявленный текст на фотопленке.

Сейчас фотокопии с восстановленным текстом большей части кремлевских пергаментов уже исследуются историками и архивистами. А подлинники этих рукописей – в целости и сохранности – снова заняли свои места в уникальном фонде ЦГАДА.

Хранить вечно

Судя по штатному расписанию, ровно половина сотрудников ЦГАДА занята обеспечением сохранности его фондов. Еще раньше об этом думали архитекторы, строители здания архива. Оно встало в виде прямоугольника, замкнувшего внутри себя стеллажи на незыблемых стойках. Все в этом доме – коридоры, переходы, металлические решетки между ярусами вместо обычного пола – служит созданию постоянного микроклимата, благоприятного для архивного собрания.

– Своеобразие ЦГАДА в том, – сказала нам главный хранитель фондов архива Идея Андреевна Балакаева, – что здесь собраны, так сказать, нестандартные единицы хранения – и грамоты, какими можно запросто закрыть поверхность обеденного стола, и небольшие «столбцы», и тяжеленные книги полуметровой толщины. Дела хранятся в обычных коробках. Для уникальных делаются коробки по специальному заказу. Есть еще папки, футляры, к примеру, для картографических материалов. При выдаче на место взятого дела ложится карта-заместитель, заполняется лист использования и целый ряд других документов: ничто не должно нарушить строгий порядок хранения, иначе утраты неминуемы.

Редчайшие документы находятся на особом учете. Доступ к ним ограничен. А если кому-то для работы потребуются их тексты – пожалуйста, есть микрофильмы.

Ежегодно тысячи ветхих листов направляются из ЦГАДА на реставрацию к опытным специалистам лаборатории Центральных государственных архивов СССР. Сотни дел поступают туда же на профилактику. Возвращающиеся документы, прежде чем они займут свое прежнее место, пропускают через архивный «ОТК». Оформляют, наклеивают ярлыки. Начинающих архивистов учат системе нумерации дел, быстрому их нахождению по «адресу», зашифрованному, в одной строчке, правильному проведению проверки наличия фондов.

...Хранить вечно – таков девиз работников ЦГАДА. И счастливы те, кто знает и еще узнает эту тихую гавань, откуда начинается большое плавание по бескрайнему морю, именуемому Историей Отечества.

Сколько открытий сулит это плавание!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены