Научно-технический прогресс и молодежь: стратегия наступления

Игорь Кольченко| опубликовано в номере №1326, август 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Г. И. Марчук, заместитель Председателя Совета Министров СССР, Председатель Государственного комитета СССР по науке и технике, академик, отвечает на вопросы «Смены»

– Молодежь всегда стремится решать самые интересные и самые нужные обществу задачи. Гурий Иванович, как же их выделить среди бесконечного многообразия научно-технических проблем?

– Научно-техническое творчество подобно искусству приносит автору удовлетворение, выражая его личные вкусы и способности. Но наука и техника возникли и существуют в мире явно не только для этого. С помощью научных достижений общество намерено получать все больше благ, одновременно уменьшая для этого затраты времени, энергии, материалов, труда. Вот почему истинное счастье ученый может испытать только тогда, когда он видит незаменимую необходимость своего творчества для блага народа.

Направление поисков важнейших научно-технических проблем указал XXVI, съезд КПСС, наметив решительный поворот нашего хозяйства на интенсивный путь развития. Путь этот сегодня единственно возможный. Напомню, чем он вызван. Во-первых, ограничением прироста трудовых ресурсов из-за последствий Великой Отечественной войны. А это значит, что развивать хозяйство методом строительства новых производств, вовлекая в них новых и новых людей, попросту невозможно. Во-вторых, более трудным стал доступ к природным ресурсам: «легкие» месторождения уже исчерпаны, теперь нефтяные скважины и угольные шахты становятся всех глубже, сырье добывать все сложнее. Да и места добычи «уходят» в малообжитые районы Сибири и Севера. В результате природные ресурсы, особенно энергетические, достаются все более дорогой ценой.

Если в предшествующие годы основное внимание уделялось увеличению и расширению производственного и экономического потенциала, то сегодня речь идет о том, чтобы наращивать выпуск продукции, повышая производительность труда. В первую очередь за счет внедрения новой техники и технологии – за счет технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий. Повысив технический уровень производства, механизировав и автоматизировав многие производственные процессы, можно сэкономить труд миллионов людей.

Как видим, первоочередные задачи науки и техники те, решение которых обеспечит максимальный прирост продукции при минимальных затратах всех видов ресурсов.

Поле безотлагательной деятельности для ученых, для творческих поисков молодых – необозримое, но весьма четкое: создание новых экономичных станков и машин, принципиально новых технологий, добывающей и перерабатывающей техники, способной выдерживать суровые природные условия. Создание для этого и новых прочных материалов, разработка покрытий, оберегающих металл от разрушений, и так далее. Подобные государственной важности задачи есть в каждой отрасли. Главный принцип их решения – экономия. , Экономия человеческого труда, экономия энергии, экономия сырья.

– Есть ли возможность сравнить социально-экономическую эффективность различных научно-технических решений, чтобы выбрать наилучшее? А вернее, наиболее выгодное?

– Конечно, есть. Для этого нужно иметь научно обоснованные методики подсчета экономической эффективности того или иного решения и нужна экономическая грамотность, умение владеть практическими методами подсчета экономической эффективности конечных результатов труда. Это еще один круг проблем, в решении которых основная роль принадлежит ученым. Именно наука должна дать рекомендации, как совершенствовать хозяйственный механизм и методику экономического сравнения потребительского эффекта функционально разнородных благ (таких, как ЭВМ, автомобили, молоко, трикотаж, прокат и т. д.) с затратами различных ресурсов на выпуск данной продукции.

– Очевидно, исследования и разработки в этом направлении позволят полнее оценивать и эффективность крупных научно-технических программ?

– Совершенствование методов, необходимых для сравнения результатов научно-технических поисков, действительно поможет лучше оценивать социально-экономическую эффективность работы и научно-исследовательских институтов, и конструкторских бюро, и отраслей, и даже комплексных научно- технических программ. Решение подобных задач – самостоятельная, очень интересная проблема, требующая совместных усилий разных специалистов. Однако до сих пор эффективность научно- исследовательских и опытно-конструкторских разработок, больших научно- технических программ пытаются оценивать прежде всего путем измерения экономических величин. А ведь в то же время внедрение исследований и разработок может принести и огромный социальный эффект: улучшить здоровье людей, условия труда, отдыха и морально- психологическое состояние, стимулировать творческую и общественную активность. И этот фактор обязательно должен учитываться наряду с прямым экономическим эффектом. Особенно важно правильно оценивать конечный социально-экономический эффект больших комплексных, межотраслевых научно-технических программ. Для примера рассмотрим хотя бы одну – топливно-энергетическую. Она заключает в себе сложнейшие проблемы. Среди них – разработка промышленных методов повышения отдачи нефтяных пластов. Пока что мы умеем извлекать из них менее половины нефти, а остальная остается под землей. Как ее добыть? Ответить на этот вопрос могут только совместные усилия геологов, гидродинамиков, химиков, математиков, энергетиков, конструкторов, экономистов.

Сегодня основной объект поисковых работ – мезозойско-кайнозойские осадочные породы. Для освоения других глубинных слоев и районов нужна новая геологоразведочная техника, новые идеи в геологии, геофизике и экономике геологической разведки.

А сколько труднейших задач возникает при создании грандиозного Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса! По масштабам он превосходит такие стройки, как БАМ и КамАЗ. За 15 – 20 лет здесь предусматривается увеличить добычу угля открытым способом в десятки раз, развернуть строительство крупных тепловых электростанций и разместить в Сибири энергоемкие производства с новой технологией. Значит, социологи и экономисты должны спроектировать развитие социальной инфраструктуры в этом районе. Химики и технологи – разработать оптимальные производственные технологии. Климатологи и экологи – обеспечить охрану окружающей среды. Экономисты – спроектировать размещение и работу целесообразных видов и объемов производства, наладить оптимальные транспортные связи. Конструкторы – создать новые виды техники, например, для вскрышных работ и т.д.

Кроме того, как я уже говорил, выполнение топливно-энергетической программы, как и развитие всего народного хозяйства, должно осуществляться интенсивными методами. То есть нужно создавать только ресурсосберегающие технологии и технику: новые типы котельных агрегатов для мощных ТЭЦ, новые технологии получения синтетических, моторных топ л ив на базе канско-ачинских углей.

Требует решения и еще одна важнейшая проблема: как увеличить коэффициент полезного использования энергии. Из-за несовершенства технологий предприятия обычно используют немногим более половины энергии, остальная часть безвозвратно теряется. Дело в том, что очень часто существующие системы утилизации вторичного тепла пока экономически себя не оправдывают. Подчас выгоднее выбрасывать отходящее тепло, чем использовать его с помощью дорогих технологий. Вот и еще одно из важнейших направлений для творческих поисков молодых. Ведь если удастся хотя бы на 4 – 5 процентов увеличить утилизацию вторичного тепла, это будет равноценно соответствующему росту добычи нефти, газа и других энергетических ресурсов.

– Гурий Иванович, вы часто говорите о роли проектных работ. Каковы перспективы проектирования в современном научно-техническом прогрессе?

– Как известно, проектирование – это создание прообраза того или иного объекта и теоретический расчет возможностей его осуществления. Если такая возможность вызывает сомнения, то проектировщики обосновывают необходимость новых специальных исследований. Таким образом, проектирование целенаправленно- применяет научные знания для решения технических и производственных задач и объединяет оба процесса – получение научного знания и решение технических и производственных задач. Можно даже сказать, что проектирование как бы породило и регулирует современный научно-технический процесс.

Однако именно в труде проектировщика и конструктора еще много рутинных операций (расчетов, вычерчивания), отнимающих массу времени. И в то же время по мере развития научно-технического прогресса в стране происходит практически непрерывное создание новых и модернизация существующих машин, оборудования, целых предприятий.

Проектировщикам, что называется, некогда головы поднять. А помочь проектированию нужно и можно: необходима автоматизация проектно-конструкторских работ на основе ЭВМ. Она не просто возьмет на себя часть человеческого труда, но даст возможность анализировать и оценивать большое количество вариантов конструкций, находить оптимальные их характеристики, обеспечивать технологическую подготовку производства, в том числе подготовку программ для станков с числовым управлением.

То есть широкое внедрение машинного проектирования имеет и огромное социальное значение. Автоматизация существенно повысит уровень проектирования, так как проектировщики смогут успешней находить наивыгоднейшее решение среди всех возможных.

Новая техника и технология, новые материалы, новая продукция сегодня должны оцениваться по их социальному, экономическому и по экологическому эффекту внедрения в народное хозяйство. Иногда встречаются инженеры, которые прекрасно и с увлечением оптимизируют свои творения по, прочностным, термодинамическим и т. п. характеристикам, но не пытаются или не умеют делать это по экономическим, социальным и экологическим показателям. А в результате создатели новой техники и те, кто должен ее производить и эксплуатировать, говорят порой на разных языках.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере