В доме, похожем на пряник

Елена Головань| опубликовано в номере №1326, август 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Кто что варит, кто что жарит, маринует и печет», – обещает поведать волшебный горшочек из сказки Андерсена. Об этом же без всякого волшебства и хитростей рассказывает музей общественного питания, что располагается в Москве, в Большом Рогожском переулке, в доме, чем-то похожем на пряник. Музей уникальный не только в стране, но и во всем мире. И собрана в нем богатейшая коллекция, каждый экспонат которой так или иначе повествует о науке вкусно готовить.

Чего здесь только нет! От древней поварешки до электросамовара, от забытых рецептов до космического обеда, документы во все века ценимого кулинарного искусства... Все это размещено в десяти залах.

Музей работает на общественных началах. Это значит, что редчайшая коллекция собрана и любовно оформлена руками энтузиастов «вкусного» производства, которым помогали комсомольцы главного управления общественного питания Москвы. Плана и единого текста у экскурсоводов, работающих опять же на добровольных началах, нет, каждый из них рассказывает о музее то, что особенно хорошо знает и любит.

А ведь почти у каждого экспоната своя любопытная история. «Поварскую тройку», к примеру, принес в музей преемник целой династии поваров Павел Васильевич Обрядин. Что это такое? Ножи один другого меньше в искусно инкрустированных ножнах. Вещи нужные, главное орудие кухонных ратников. Носили они тройку с не меньшей гордостью, чем гусары саблю.

Серебряное ведерко для шампанского преподнес в дар музею Павел Иванович Абатуров. Биография ведерка тоже небезынтересна.

Князь Трубецкой послал в нем шампанское архимандриту Московскому. С презентом отправили мальчика-поваренка, строго наказали: шампанское вручить, ведерко принести обратно. Но вот незадача: случилось это как раз в горячие дни Октябрьской революции. Мальчик не без приключений поручение все же выполнил, а вот ведерко возвращать оказалось некому: их сиятельство сбежали...

В музее нет бдительных табличек «Руками не трогать!». Вещи, попавшие сюда, привычны к человеческим рукам, сделаны по старинке – на века и отполированы работой до блеска. Библиотеку, подаренную музею его директором Н. Коршуновым, тоже под замок- не прячут. В ней меню всей планеты, любой книжкин дом порадовался бы такому собранию. Просто работа у него была такая, что без книг не обойтись. Он руководил рестораном «Советский», бывшим знаменитым «Яром». Марку надо было держать.

Николая Васильевича недаром считают основателем музея: первые три зала заняты почти полностью его коллекцией. Здесь все о питании, начиная с давних времен. Посетители музея – в основном работники общепита, студенты-кулинары. Им есть чему здесь поучиться.

– Сколько сладких напитков в вашем меню? – спрашивает активист музея Павел Иванович Абатуров приехавших на экскурсию директоров вагонов-ресторанов. Подсчет в уме недолог: три-четыре названия. – А у меня всегда было не меньше десятка. И секрет этого простой: любить надо свое дело.

Павел Иванович начинал учеником повара в трактире. Кулинарные тайны постигал с азов. Придя домой, все аккуратно записывал в тетрадку. А рабочий день у него, тогда еще подростка, между прочим, был не меньше 12 часов. Порой с ног валился от усталости. Нелегко давались ему поварские университеты. Но дело свое любил, болел за него, потому и терпел. Дипломы за работу, премии, признание – все это появилось позже, когда он стал непревзойденным специалистом по лечебному питанию, автором многих книг.

Прямо не отходя от экспозиций, молодые мастера кухни могут законспектировать настоящие лекции о том, как шампанское заморозить «в иголочку», как из обычного картофеля сделать десерт, удивительный по своим вкусовым качествам, как быть бережливым и в то же время щедрым. Стенды музея рассказывают и о трудных годах в истории нашей страны, когда продовольственный вопрос стоял особенно остро.

1918 год. Первые общественные столовые, длинная очередь за похлебкой... Год 1926-й. Делегаты XV конференции ВКП(б) за праздничным угощением: чай да хлеб... А вот на снимке домашние хозяйки из Нью-Йорка на перроне московского вокзала. Они приехали посмотреть на первую советскую фабрику-кухню.

Под стеклом военные продовольственные карточки, рядом фото, на которых запечатлены худенькие подростки, заменившие у общественной плиты своих отцов. Хранитель музея Сергей Иванович Протопопов рассказывает: «В войну мы на фабриках-кухнях выращивали дрожжи на опилках. Если потом их уварить, то можно было получить биточки и запеканку. Дрожжи – почти сплошной белок».

Но и настоящие пиры, конечно, были. Самый торжественный – в День Парада Победы. В Кремль приглашены участники и почетные гости Парада Победы, пять тысяч человек. Скульптору Мухиной специально для этого случая был заказан эскиз бокалов. Каждый участник торжества получил бокал на память. Одна из хрустальных реликвий сейчас хранится в музее. Ее владелец Н. Коршунов был одним из тех, кто готовил угощение к праздничному столу.

Организаторы музея кормили форумы и съезды, фестивали и конференции, слеты и Олимпиаду. И они по праву гордятся этим.

«Залы музея открывают нам глаза на удивительный и интересный мир» – так написали в книге отзывов ребята из учебно-курсового комбината, будущие повара.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Научно-технический прогресс и молодежь: стратегия наступления

Г. И. Марчук, заместитель Председателя Совета Министров СССР, Председатель Государственного комитета СССР по науке и технике, академик, отвечает на вопросы «Смены»