Строители небоскребов

А Кашинцев| опубликовано в номере №47, февраль 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

ПАРОХОД приближается к берегам Америки, проходит мимо пресловутой «Статуи Свободы», которой так гордятся американцы, и вдали на поверхности океана начинают вырастать гигантские каменные громады. Это знаменитые «небоскребы», здания, занимающие прибрежную и центральную часть Нью - Йорка. Многие из них достигают 60 - 80 и до 90 сажен в высоту, т.е. вдвое или втрое выше Ивановской колокольни в московском Кремле. В некоторых насчитывается до 65 этажей. Дома эти заняты исключительно торговыми предприятиями: складами, магазинами, конторами различных трестов страховых обществ, банков, народных компаний, биржевых дельцов, редакций газет и журналов и т. д. Жизнь кипит, как в муравейнике, люди, как оголтелые, мечутся туда и сюда, поднимаясь и опускаясь на подъемных машинах. Им дорога каждая минута, нужно спешить «делать деньги». Таким дельцам некогда ждать, пока лифт будет ползти от одного этажа к другому, для них имеются так называемые «экспресс - лифты», которые при нажатии кнопки сразу взлетают на нужный 35 - й этаж.

Посмотрим же, кто и как строит эти небоскребы, каковы условия их работы и насколько им удается защищать свои интересы от эксплуататоров - капиталистов.

Когда подходишь к строящемуся небоскребу, в ушах раздается такой гром и оглушающий рев, как будто целый флот дредноутов и крейсеров бомбардирует город. На поднимающейся над тротуаром до высоты двадцатого этажа легкой постройке из стальных стоек, балок и перекладин пробегают быстроногие пигмеи и на страшной высоте, пренебрегая опасностью, свешиваются со стальных рам. Они направляют и устанавливают на свои места огромные стальные балки, подаваемые подъемными кранами, вгоняют раскаленные заклепки, которые летят к ним невесть откуда, и выкрикивают кратко указания машинистам паровых кранов. Огромный остов нового «небоскреба» вырастает, словно гриб после дождя, на самой оживленной, запруженной спешащим народом улице. Впечатление волнующее, полное интереса и, нужно сознаться, довольно страшное.

Мы разговорились со старшим надсмотрщиком за работами. Это был седой, огромного роста, бодрый старик лет семидесяти с лишним. Звали его Адамом Диэл.

- Ребята там наверху работают в свое удовольствие, - сказал он, указывая жестом на карабкавшиеся в вышине фигуры рабочих. Вам, вероятно, страшно смотреть, как они бегают, словно обезьяны. А для них работа на высоте, на чистом воздухе - прямо таки удовольствие. Наша самая тяжелая работа происходит там, где нас никто не видит - под землей, когда приходится строить фундамент, в воде и грязи, пробивая скалистый грунт. Это, действительно, работа. А раз мы вышли на улицу, то начинается для нас шумная игра, и нам безразлично, как бы ни было высоко здание.

- Впрочем, - поспешил он добавить - это прыганье вокруг шпиля, когда вас «от обители ангелов» отделяет только стальная перекладина в шесть дюймов ширины, я не назвал бы безопасным. Конечно, опасно. Да и вообще опаснее нашего - только производство динамита. Но у большинства из публики совершенно неправильное понятие о нашей работе. Чем выше постройка, тем труднее наша работа, думают они. Это не так. На высоту мы не обращаем никакого внимания. Там на высоте мы чувствуем себя так же хорошо и удобно, как здесь внизу. Рабочие по стальным постройкам не страдают головокружениями, иначе они торговали бы рыбой или еще чем - нибудь. Они никогда ничего не боятся. Они, как белки, у них быстрые ноги и руки и еще быстрее соображение. Если иногда и случается, что кто - нибудь упадет, то это всегда не по его вине, обыкновенно что - нибудь ударит и сшибет его. Да, - повторил он, - это не работа, а одно удовольствие. Конечно, мне приходилось видеть, как ребята иногда срывались, разбивались на смерть. Но если подумаешь о той работе, которую они исполняют, то нужно сознаться, что несчастные случаи сравнительно редки. За прошлый год на стальных постройках во всей Америке погибло, кажется, человек десять.

Диэл больше полвека проработал па всякого рода стальных постройках. Он родился в Филадельфии, и мальчиком убежал из дома, так как не хотел ходить в школу. Он находил случайную работу на постройках, но вскоре «мастера» полюбили этого сильного энергичного мальчика, с необыкновенной ловкостью и проворством подававшего раскаленные заклепки.

- Так я и попал на это дело - рассказывал Адам Диэл; потому что я, как и многие юноши, имел крепкий хребет и слабую голову. Как бы то ни было, я стал выдвигаться. В те дни конкуренция среди рабочих уже была достаточно сильная. Но к двадцати пяти годам я уже был старшим надсмотрщиком. Затем началась кочевая жизнь, пришлось побывать во всех частях света на всяких постройках домов, мостов, судов надземных и подземных железных дорог».

Вся стальная промышленность Америки знает Адама Диэл; он пользуется всеобщим уважением и почетом.

Карьера Диэла типична для большинства рабочих в этой отрасли промышленности; они еще мальчиками поступают на работу, сначала в качестве учеников; естественно они стремятся занять лучшее положение и их заветная мечта стать поскорее «мальчиком - заклепщиком». Эта работа требует быстроты и ловкости; интересно наблюдать, как один такой заклепщик вытаскивает раскаленные заклепки из огня и перекидывает их другому, который ловко ловит их в ведро на расстоянии нескольких сажен. Это, действительно, работа специалистов, ибо упавшая с тридцатого или сорокового этажа заклепка может принести громадный вред прежде, чем упадет на землю. Молодые ученики целыми часами практикуются в подкидывании и подхватывании заклепок.

Достигшие большой ловкости и быстроты, зарабатывают по 8 долларов в день.

С течением времени ученики становятся квалифицированными рабочими по постройке домов или мостов. Их труд оплачивается очень высоко: по 12 долларов за восьмичасовой рабочий день, с уплатой за сверхурочное время в двойном размере. Они исполняют всякое задание по стальным работам, начиная от укрепления фундамента на глубине нескольких сажен под землей и до скрепления стальных балок в воздухе, на громадной высоте от земли.

При особой удаче рабочий может добиться положения старшего надсмотрщика, тогда заработок его может достичь 100 долларов и больше в неделю.

Постройка небоскребов из стали и бетона представляет чрезвычайно интересную, типично американскую отрасль промышленности. Полвека назад, когда Диэл убежал из дома и поступил впервые на работу, кирпичная стройка в девять этажей была предельной и не всегда считалась безопасной. Только с изобретением бессемеровской стали между 1850 и 1860 годами (Генри Бессемером в Англии) явилась возможность экономично отливать огромные болванки различных форм для прокатки. Это позволило строить целые остовы из стальных балок и перекладин для таких величайших в мире зданий, как Башня Вульворт в Нью - Йорке и Храм Науки в Питсбурге.

Адам Диэл, этот старый, верный слуга капиталистов, один из тысячи - удачливый одиночка - слишком радужно и заманчиво рисует жизнь и работу строителей «небоскребов». И работа на высоте, чистом воздухе для них одно удовольствие, разбиваются и уродуются довольно редко, а платят им по 12 долларов в день. Чего уже лучше желать? Но, взглянув на рисунки, на этих обедающих на балке с куском хлеба и кружкой чая, или сидящих верхом на перекладине, высверливающих в ней дыры для заклепок - невольно по нашей советской привычке спросишь себя: «А где же у вас, ребятки, охрана труда».

Но дело в том, что, хотя профессиональное движение в Америке и развито широко, оно, во - первых, не обнимает всей массы рабочих, во - вторых ведет лишь экономическую борьбу с капиталом, не ставя перед собой серьезных политических задач, а преследуя лишь узко профессиональные цели.

Высокая оплата труда американских рабочих в сравнении с их европейскими собратьями несравненно лучшие условия их жизни возможность легкого обогащения, - все это пока еще толкает профессиональные организации к мирному сотрудничеству труда и капитала. Самым большим объединением рабочих является «Американская федерация труда» насчитывающая в своих рядах свыше двух миллионов рабочих. Вожди этой организации ведут линию на классовое разложение и омещанивание рабочего класса.

Американские рабочие, хотя и медленно, начинают прозревать и сознавать, что, только последовав примеру русского рабочего и свергнув капиталистов, - они сделают спой труд действительно радостным и счастливым и ВЫЙДУТ на светлый путь социализма.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены