С первым заместителем председателя Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР Всеволодом Васильевичем Ткаченко беседует корреспондент «Смены» Леонид Петров
– Наша страна вступила в новую, десятую пятилетку. Она названа пятилеткой качества, и этим как бы еще раз подчеркивается значимость проблем, которые придется решить в предстоящие годы народному хозяйству страны, определяется область, куда необходимо направить нам основные усилия. Скажите, Всеволод Васильевич, чем вызвана, если можно так выразиться, эта переориентация с количества на качество продукции, почему мы должны именно сейчас сделать упор на последнее? Какой будет роль стандартов при решении задач, поставленных десятой пятилеткой?
– Я думаю, что не совсем верно говорить о какой-то резкой смене наших усилий. С одной стороны, проблемы качества выпускаемой продукции всегда были предметом забот партийных и хозяйственных органов страны, с другой – противопоставление количества качеству неправомерно. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии прямо говорилось: «В нынешних условиях, если иметь в виду эффект для всего народного хозяйства, лучше – это почти всегда означает и больше».
Приведу такой пример. Коллектив Ярославского моторного завода сумел настолько повысить качество выпускаемых двигателей, что их моторесурс поднялся с шести до десяти тысяч часов. Нетрудно подсчитать, что при одном количестве суммарный моторесурс новых двигателей почти вдвое превышает суммарный моторесурс прежних. Работу двух стал выполнять один.
И если в новой пятилетке качеству будет придано большее значение, чем раньше, то это потому, что развитие народного хозяйства достигло такого уровня, который требует и в то же время позволяет сосредоточить наши усилия на этой проблеме. К выходу на новый рубеж мы давно и усиленно готовились.
Естественно, в новых условиях, как никогда ранее, возрастает роль стандартов и всей системы стандартизации.
– Мне кажется, Всеволод Васильевич, что отношение людей к самому понятию стандарта не однозначно. Стандарт. Стандартный. Пожалуй, в обиходном языке трудно найти другие слова, которые так меняли бы свой смысл от едва заметного речевого поворота.
Стандартный дом, стандартный костюм – и сразу возникает представление о чем-то унылом, однообразном. А вот стандартная деталь вызывает ощущение точности, надежности, качественного изготовления.
Видимо, человеческое отношение двояко Именно потому, что и сам стандарт двулик.
– Человеческое восприятие субъективно, и полностью полагаться на него в оценке такого явления, как стандарт, стандартизация, пожалуй, рискован-
но. Стандарт – вещь динамичная, легко и быстро меняющаяся. Он чутко реагирует на все новое, трансформируется под его влиянием, кроме того, и сам прокладывает дорогу новому, прогрессивному. Более того, стандартизация – непременный атрибут технического прогресса.
Главная задача стандартизации – быть в известной мере организующим фактором в бескрайнем поле деятельности человека. Нисколько не преувеличивая, можно сказать, что без стандартизации сейчас немыслимо никакое производство. Мы как-
то не задумываемся о том, насколько прочно стандарты вошли в нашу жизнь. Их сотни тысяч: государственных, отраслевых, стандартов предприятий. В их мире человек пребывает с первого дня своего рождения.
Набрав из-под крана стакан воды, мы и не думаем о том, что существует ГОСТ на питьевую воду, определяющий ее запах, цвет, вкус, минеральный состав, и главное – бактериальную безопасность. Мы не знаем, что этот ГОСТ был разработан и установлен еще до войны, что совсем недавно он пересмотрен, так как найдены способы борьбы с энтеровирусами, с присутствием которых в питьевой воде раньше приходилось мириться.
Летя в самолете, мы не ведаем, что с 1972 года действует стандарт, который устанавливает предельно допустимый уровень шума, издаваемого летательными аппаратами. Если этот шум выше нормы, самолет не запускается в производство.
Два простых примера, а насколько они показательны. В одном случае стандарт сразу же поставил новейшее достижение науки на службу людям. В другом – оградил здоровье человека от побочных неприятных явлений, связанных с эксплуатацией современного транспорта. Это ли не гибкость? И – заметили – в обоих случаях он требует качества.
Объектом стандартизации может быть процесс, правило, порядок, изделие, метод или средство производства. Каждый стандарт оформляется в виде документа, обязательного для исполнения в сфере его действия.
– Иными словами, соблюдение стандартов обязательно и несоблюдение их наказуемо?
– Именно так. Существует даже статья, предусматривающая уголовную ответственность за выпуск нестандартной продукции. И, надо сказать, она применяется на практике.
– Тогда непонятно, как же при наличии стандартов и преследовании за их несоблюдение нестандартная продукция все-таки выпускается? Почему некоторые изделия бывают настолько плохо сработаны, что ими вообще невозможно пользоваться? Чья тут вина: стандартов, которые занижают требования к выпускаемой продукции, или тех органов, которые должны контролировать ее выпуск?
– Вы задали сложный вопрос. Давайте разберемся по порядку.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.