Обсуждаем проект ЦК КПСС к ХХVI съезду коммунистической партии Советского Союза «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981 – 1985 годы и на период до 1990 года»
В проекте ЦК КПСС к XXVI съезду партии говорится о необходимости довести объем добычи газа в 1985 году до 600 – 640 миллиардов кубометров. В выполнении этих планов важная роль отводится газодобытчикам Западной Сибири.
Всего два года прошло со времени ввода в эксплуатацию первой на Уренгое – крупнейшем газоконденсатном месторождении Тюменщины – установки комплексной подготовки газа. За это время в Уренгое добыто около 80 миллиардов кубометров голубого топлива. Поток его возрастает с каждым месяцем. Если в начале прошлого года каждые сутки мы извлекали из недр по 100 миллионов кубометров газа, то к концу года ежесуточная добыча превысила 200 миллионов кубометров. Ускоренный ввод объектов добычи и транспортировки газа, грамотная работа промысловиков, постоянное совершенствование технологических процессов, модернизация оборудования позволили вести освоение месторождения в два раза более быстрыми темпами, чем это было совсем недавно на соседнем месторождении – Медвежьем. Это результат прежде всего большого внимания и помощи, оказываемых уренгойцам всей страной, результат самоотверженности и упорства самих северян. В нелегких условиях Приполярья сложились крепкие трудовые коллективы, гордость которых такие энтузиасты своего дела, как Г. Князева, В. Захаренков, Г. Чернова, С. Пашин, А. Петрунин, В. Кушнарев, и многие другие. Замечательную трудовую закалку проходит здесь молодежь. И очень приятно, что именно молодые коммунисты В. Губин и В. Лысов, возглавляющие комсомольско-молодежные коллективы, первыми в объединении рапортовали о досрочном выполнении планов десятой пятилетки.
Но если смотреть на достигнутое с высоты задач, намеченных Основными направлениями экономического и социального развития страны, то сделанное нужно считать только началом. Русло газовой реки – система магистральных трубопроводов Уренгой – Челябинск – позволяет принять гораздо большее количество газа, но его подача сдерживается медленным темпом обустройства самого месторождения. Подразделения Миннефгегазстроя, Минэнерго, Минтрансстроя, занимающиеся обустройством, не обеспечивают своевременного ввода промышленных сооружений, жилья и объектов соцкультбыта. предусмотренных планами.
Основная причина отставания строительных подразделений, сосредоточенных в Новом Уренгое, это, на наш взгляд, ведомственная их разобщенность, слабая материально-техническая база. На перевалочных базах и в самом Новом Уренгое существуют многочисленные, но слабые снабженческие организации, неспособные решать сложные вопросы материально-технического снабжения всего огромного комплекса. В проекте Основных направлений развития страны говорится о необходимости мер, направленных на преодоление ведомственной разобщенности, правильное сочетание отраслевого и территориального управления, о необходимости четко определить сферы деятельности строительных министерств, сократить звенность и количество мелких самостоятельных организаций. Это абсолютно правильные положения. Исходя из уренгойского опыта, хочется лишь дополнить их предложением – для концентрации работ соответствующим министерствам целесообразно в осваиваемых районах, особенно Сибири и Дальнего Востока, создавать свои главки. Назрела необходимость решать вопросы освоения новых перспективных районов еще более комплексно и масштабно.
Ивам Никоненко,
директор
производственного объединения
«Уренгойгаздобыча»,
лауреат Государственной
премии СССР
В тот день, когда в газетах был опубликован проект ЦК КПСС к XXVI съезду партии, в парткоме МАДИ разместились модели модернизированных дорожных машин, экспонировавшиеся на ВДНХ. Я смотрел на сверкающие яркой краской детали машин и думал: вот один из путей повышения эффективности использования научного потенциала высших учебных заведений для решения народнохозяйственных задач, на которые конкретно нацеливает нас партия в XI пятилетке. Их создали студенты-мадийцы, занимающиеся в институтском научно-техническом обществе. Скоро опытный образец экскаватора, ковш которого наши автодорожники «научили» захватывать длинномерные грузы, будут строить на Калининском экскаваторном заводе.
Что нужно делать, чтобы научный потенциал вузов еще полнее и эффективнее использовался в решении народнохозяйственных задач, о чем говорится в III разделе проекта Основных направлений? Думается, что прежде всего надо стремиться к тому, чтобы отдача от студенческих научно-технических обществ была столь же весома, как сегодня весома эффективность студенческих стройотрядов. Для того, чтобы эта идея успешно воплощалась в жизнь, необходимо использовать уже накопленный опыт и практику.
Например, у нас созданы комплексные студенческие научно-исследовательские и внедренческие отряды. Их цикл круглогодичен: по тематике хоздоговоров в течение учебных семестров студенты трудятся в СКВ, на кафедрах и в лабораториях института, летом ведут опытно-производственные работы на объектах. Внедренческие научно-исследовательские разработки ложатся в основу курсовых и дипломных проектов. Все это позволяет сокращать время адаптации молодых специалистов, поднимать на качественно новый уровень кадровые резервы производства. В связи с этим хотелось бы Ш раздел проекта ЦК КПСС, там, где речь идет о совершенствовании подготовки, повышении квалификации и аттестации научных и научно-педагогических кадров, дополнить словами: «...а также подготовку и переподготовку инженерных кадров».
В чем мы видим резервы решения поставленных задач? В организации и планировании научных исследовании на программно-целевой основе, в углублении практики инженерного анализа в учебном процессе. Усилению взаимосвязи науки и производства послужат и договора МАДИ о творческом содружестве с минским объединением «Белавтомаз», ярославским «Автодизелем», НАМИ, первым автокомбинатом Главмосавтотранса. Плоды этого содружества налицо: благодаря разработкам институтских ученых за последние годы значительно увеличен пробег автомашин, снижена трудоемкость их техобслуживания и ремонта.
Таков подход коммунистов и комсомольцев МАДИ к задачам, поставленным партией в одиннадцатой пятилетке.
Виталий Апсин,
секретарь парткома Московского
автомобильно-дорожного института,
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.